Прошу немного рассказать о себе. Помнит, как его шестилетнего с братом отправили в приют, сказали, что в пионерлагерь. «А потом пошло-поехало…».
Отправили родители. Они уезжали работать, дети оставались одни. Брата отдали в коррекционный, в Ярцево (он не справлялся с программой), а Валеру – в Кардымово.
Родителей потом лишили прав, но Валера видится с ними, ездит в выходные.
– Ну так что же такое президентство? Чем собираешься заниматься?
– Пока не знаю, только неделю назад избрали.
– А до этого такое было. – Да. – И что другие делали?
– Ну как? Самоуправление. Каждый день с утра проверяли спальни.
– Ну так это дежурные? – Нет, дежурные убираются в спальнях. Они сменяются по кругу. А это уже проверка, следить надо за порядком.
– Значит, функция самоуправления состоит в том, чтобы проверять? – Одна из них.
Пытаюсь расшевелить воображение президента. Провокационный вопрос: может быть, что-то не устраивает в существующем, что-то хочется изменить? Распорядок?
– Так этот распорядок сколько лет уже действует! Вряд ли его кто-то будет менять. И сам по себе нормальный он.
– Может, дело какое затеять. (Вспоминая «Педагогическую поэму») Может производство какое? Может, театр свой?
– Так есть у нас театральный кружок.
– Значит, менять ничего ты не собираешься?
– Я еще не думал. Избрали только.
Немного помолчали и стали появляться идеи. Соревнования (впрочем, это и так было). Или вот:
– Допустим, обращения детей к директору или завучу. Это через меня: они мне, а я уже директору.
– Ага. Это интересно. Т.е. ты, например, можешь регулярно опрос проводить, у кого какие просьбы и предложения, систематизировать их и вести переговоры с начальством.
– Ну, зачем опрос? Я же в одной с ними спальне – там всего наслышишься.
– А скажи, бывает здесь, что старшие младших обижают? (Кто ж признается, конечно, но любопытно, как ответит).
– У нас бывает, что младшие открывают рот на старших. И тогда старшим приходится…
– И что вы делаете?
– Ну, затрещину дашь, пинка.
И у него тоже ностальгия по прошлому:
– Знаете, когда мы были в 4-5 классе, не дай Бог, чтобы мы открыли рот на старших. А сейчас они и матом, и что угодно… Приходится периодически…
Валера – в десятом. – Какие планы на будущее? – Не знаю пока. По нулям.
– Учиться пойдешь? – Да, но на какую профессию, не знаю.
– А вас знакомят с профессиями? – Профориентация? Да, в 9-ом и в 11-ом.
– А какой предмет больше любишь? – Не знаю, все нормально. Математику, физкультуру – это же естественно для пацана 10 класса.
– Многие в Физакадемию идут, может, туда? – Я не вижу перспективы в Физакадемии. Хотя, если на фитнес-тренинг – это хорошо. Но нет, это не моё.
Благодарю за разговор. – Не утомил? – Не… у меня урок свободный.