gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 200: Кардымово наяву. "Они талантливее семейных".

Думал уже, ничего нового не услышу. Марина Михайловна Кудрина, учитель русского языка и литературы поразила убежденной и бескомпромиссной, даже агрессивной защитой интернатов и, в особенности, режимной организации жизни детей.
– Ликвидировать детские дома? Была у нас уже такая волна, детей брали на патронат. И что в итоге? У нас есть дети, которые к нам из патроната вернулись. А если вы совсем ликвидируете учреждения, раздадите детей, то куда возвращать будете?
Ладно, говорю, здесь мы с вами согласны, я тоже считаю ликвидацию детских домов недостижимой и вредной целью. Но все-таки, не всё же хорошо в интернатах. Что бы вы изменили, если бы имели власть?
– Проблема, знаете, в чем. Дети здесь пострадавшие, недолюбленные, думаешь, всё можно любовью исправить, пожалеть их только нужно. А оказывается, не так.
Дети-то здесь талантливые, в большей мере талантливые, чем домашние…
– Почему?
– Потому что здесь больше идет процесс развития, раскрытия их талантов. Мы строим наши планы, чтобы возможно больше вовлечь детей во внеклассную деятельность. Классы у нас в основном небольшие, и в каждом деле, событии все участвуют. Ребенок втягивается в это и понемногу начинает раскрываться. Много кружков, в которых они задействованы.
Своему ребенку, может быть, дашь какую-то поблажку, а здесь мы следим, чтобы он не тратил свое время на ерунду, не слонялся без дела, а занялся чем-то осмысленным. Так что дети здесь больше развиваются и в конечном счете более талантливы!
(Точка зрения неожиданно-радикальная, но, с другой стороны, не той же ли логикой часто руководствуются родители, когда отдают ребенка в кружок, спортивную секцию или музыкальную школу – чтобы не болтался без дела и развивался?).
– Ну и чем они занимаются?
– У нас есть танцевальные кружки, спортивные. Дети участвуют соревнованиях (в этом Кардымово гремит на всю область), конкурсах – рисунков, музыкальных, литературных…
Но главное – то, что они задействованы. Ты должен так все организовать, чтобы они были с тобой. И ты сам вовлекаешься и делаешь так, чтобы им было интересно.
У нас не так, как в обычной школе. Там учитель приходит и уходит, не всякий остается, чтобы с детьми побольше позаниматься. А у нас это норма жизни. Мы – и воспитатели, и учителя – знаем детей, мы с ними варимся в одном соку. Мы к ним ближе, чем в обычной школе, роднее.
– А ваш ребенок здесь учится?
– Нет. Я живу в Кардымове, и мне очень было бы неудобно. А дети всех педагогов, которые здесь, на территории интерната живут, они все здесь учатся.
Живи я здесь, конечно, мой сын бы здесь учился. Потому что мне нравится, то, что здесь ребенок постоянно задействован, это хорошо!
– Вы учитель литературы. Как дети читают?
– Читают мало. Но это ведь проблема не только интернатов. Но вот опять-таки, у нас есть самоподготовка. Здесь самоподготовка в определенное время, это режим, они привыкают к этому. И вот он приготовил уроки, осталось 10-15 минут, читает. Хоть немножко.
– ММ, но если режим так хорош, почему вы его у себя дома не введете?
– Так времени у меня нет для этого! Я все время на работе, ребенка почти не вижу, какой уж тут режим, пообщаться бы немного. Но! Если мы едем в лагерь с интернатскими детьми, я всегда беру его с собой. И там его точно так же, как и всех, заставляю соблюдать режим. Зарядку по утрам делать и т.д. Он смотрит на других детей и тоже участвует в конкурсах, всё делает.И это хорошо! Он собранней становится.
– Но, знаете, критики интернатной формы жизни убеждены, что жизнь по режиму не приучает ребенка к самостоятельности, он не умеет пользоваться свободой, самостоятельно принимать решения, смелости ему не хватает. Как вы думаете, есть в этом правда?
– Нет. Я убеждена, что если человек приучается жить по режиму, то это хорошо. Да на чем основано это представление о вреде режима? Кто доказал? Что, исследования проводились, статистика собрана? Нет этого. А вся педагогическая классика – Ушинский, Макаренко – утверждала ценность режима и дисциплины. Да и мой собственный опыт: я смотрю на своего сына – когда я его внедряю в этот коллектив, я вижу, что он становится собранней, организованней. Начинает понимать, что есть отдых, а есть дело, что в определенные моменты он должен сделать то-то и то-то. И при этом я бы не сказала, что у него нет своей точки зрения или что он не может самостоятельно принимать решения.
– И тем не менее… Попытаюсь развить доводы ваших оппонентов. Точной статистики, действительно, нет, но и вы, наверно, согласитесь, что процент неудачников среди выпускников интернатов выше, чем среди семейных детей?
– А знаете, почему? Потому что общество не готово, люди не готовы принимать людей, не похожих на себя. Очень много предубеждения против интернатов и детей, которые находятся здесь. Если бы в обществе знали, если бы с экранов они слышали, что здесь живут нормальные дети, которые волей судьбы оказались в интернате, а не в семье, то отношение к ним было бы совсем другое.
ММ ссылается на фильм (название не расслышал), где мальчик полюбил девочку из интерната, а мать говорит ему: ты полюбил дебилку! У нас многие убеждены, что в интернаты помещают дебилов.
А значит, проблема не в интернатах, а имеющих и несущих дальше вот такое искаженное о них представление.
Я поднимаю еще одну тему: про иждивенчество. Пересказываю разговор во дворе с мальчиком, который говорил, что здесь, мол, хорошо, на полном гособеспечении.
– Да, это есть. Но и здесь – в чем первопричина? Кто вкладывает в сознание нашим детям – всем, не только сиротам, – представление о правах и потребительство. А мы пытаемся привить им понимание того, что свою жизнь каждый должен строить сам, что государство, окружающие только оказывают ему поддержку, помогают. Мы это внушаем, но перебороть общую, не нами созданную тенденцию не всегда удается. Что там говорить? Мой сын, когда его ругала за что-то неблаговидное, что он сделал, сказал мне: Мама, ты не имеешь права меня ругать.
Раньше не было такого. Когда мы общаемся с выпускниками прошлых лет, мы видим, что все они хорошо устроились в жизни, встали на ноги – потому что они понимают, что надеяться нужно на себя.
Но ошибок своих никто не признает. Проще сказать, что, раз есть такая тенденция у выпускников, надо ликвидировать интернаты. Вот и всё!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments