Зданию 23 года, рассказывает ВВ. Сначала хотели делать здесь актовый зал, а когда построили, возникла проблема: скоро 1 сентября, а сколько будет в детей 1-ом классе, неизвестно. Надо делать свое дошкольное отделение. Отдали под него первый этаж и половину второго. Сейчас есть три дошкольных группы, но хотят делать 4-ю, освободив второй этаж от библиотеки.
В музее – три комнаты, три отдела. Первый посвящен жизни детдома, т.е. до 1962 года, когда он был преобразован в школу-интернат. Преобразование – радикальное: стали здесь же и учиться, а не ходить в деревенскую школу. Второй – о жизни школы-интерната, он-то и предмет основной заботы, совместной работы с детьми. Есть совет музея, во главе с девятиклассницей Наташей, которую мы потом встретим. И третий – можно сказать, этнографический. ВВ говорит так: здесь вещи, которые вчера были, а сегодня их нет.
Осматриваем с конца к началу.
Художники помогли – печку соорудили. Вот чугунки, ухваты:
Лапти на стене висят:
Прялки, веретена… – Скоро привезем ткацкий станок. Фонарь «Летучая мышь», керосинная лампа – у нас и сейчас еще есть неэлектрифицированные деревни, где такими пользуются. Иконы…
– А вот что это такое? Что такое? (думаю, он примерно так же спрашивает впервые приведенных детей).
Поколдовал и тихонечко звучит утесовское:
«Есть город который я вижу во сне
О если б вы знали как дорог…».
– Иголки надо менять, стерлись совсем.
Гармошки. Пяти-шестиклассники все время просят: дайте поиграть. Даёт, конечно.
Столярно-кузнечное. Кандалы, найденные в лесу. Подкова, одна и другая, большая, от тяжеловоза.
– Здесь много кавалеристов проходило, еще в 1812-м…
– Ребятам всё это интересно.
Не сомневаюсь, я сам смотрел и слушал разинув рот. Он ведь еще и рассказчик классный.