gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 187: Кардымово наяву (3), про заборы и открытость

Много говорят о закрытости детских домов. Само слово «интернат» вроде бы прямо про это. Однако, если начинаешь вдумываться, видишь, как здесь все напутано.
Тем более, у меня есть недавний опыт посещения этих домов – без какого-либо ощущения, что я прорывался через бетонные стены. Но… В общем, самое время разобраться.
Сначала по понятию. Открытость/закрытость -- куда и откуда? Пространство может быть открыто вовне (для выхода) и закрыто вовнутрь (для входа). И наоборот. Это раз.
Далее – для кого/чего? Нас может интересовать открытость для людей (могут ли выходить дети? Впускают ли взрослых и детей внутрь?) и для информации (контроль извне, поступление информации изнутри). И еще один план: участие в жизни и деятельности – внешней для детдомовцев, внутренней для, скажем, волонтеров.
Получается вот такая таблица:

  1. Люди


  1. Информация


  1. Жизнедеятельность

А. Извне внутрь Посещение детдома посторонними Контроль за происходящим внутри со стороны окружения Участие окружения в жизни детдома
Б. Изнутри вовне Выход в мир Сообщения о происходящем в детдоме Участие детдомовцев в жизни окружающего мира

А вот как выглядит мой опыт сквозь эту таблицу.

А1. Это прямо про меня. В Кардымовский интернат я попал без труда, если не считать проявленного мною такта: в чужой дом без спросу не ходят. Никаких бетонных заборов! В первый день я подъехал на такси к школе:


Зашел свободно в здание и, не найдя там ВВ, пошел шастать по территории, его искать. Во второй подошел к месту пешком мимо указателей, мимо вывески:


И опять-таки пошел свободно шастать. В обоих случаях на меня поглядывали, но вопросов не задавали.
(Любопытная подробность. В поисках сведений о Кардымове в сети я набрел на обсуждение вопроса в местном УВД об прискорбном отсутствии у школы-интерната забора. Директор оправдывался, что у них на это нет денег. Дай Бог, чтобы не на это они пустили деньги, когда появятся, есть ведь на что тратить).
Мне возразят: но это в сельской местности, а городах? Правильно. А в городах, уж извините, жизнь такая пошла. Вспомните про вахтеров в каждой московской школе, про консьержек, домофоны и глазки во многих подъездах и квартирах. Сейчас стало нормой, прежде чем прийти куда-то, предварительно созвониться и сказать, зачем идешь. Почему детдом должен быть исключением?

Б1. Меня очень порадовало, когда я узнал, что дети Кардымовского интерната (старшеклассники) вполне свободно и без воспитателей не только ходят в Кардымово или окрестные деревни, но и ездят в Смоленск. Нужно только предупредить, записаться и назвать время возвращения – чтобы не волновались. И не нарушать режим (о достоинствах или недостатках режима дня – разговор отдельный).
Конечно, в городе, особенно мегаполисе с этим сложнее. Точно пока не знаю, но подозреваю, что в таких местах подобной свободы нет, слишком боится администрация детских учреждений за воспитанников, больше родителей… Это – проблема, потому что без самостоятельных выходов во внешний мир загодя, до выпуска, многих нужных качеств не приобретешь. И проблему эту нужно решать.

А2. Тут нужно еще более дифференцированное рассмотрение.
а) Информация о здоровье. В опубликованном в прошлом посте интервью воспитательница говорила о необходимости регулярной диспансеризации детдомовских детей. Я не знаю, как сейчас с этим обстоит, но это – очевидная и абсолютная необходимость, тут нечего обсуждать.
б) Финансовая отчетность. Не сомневаюсь, что уж о деньгах с них спрашивают.
в) Образовательные и воспитательные результаты. Сейчас есть только отметки и ЕГЭ (в Кардымове результаты очень неплохие). Но отметки – это вообще не диагностическое средство, а воспитательный инструмент в руках учителя, а ЕГЭ – средство никудышнее, о чем всем уже известно. Нужна настоящая образовательная диагностика, но отсутствие ее в практике – беда не только школ-интернатов, но и обычных школ. (Я знаю, что такие методы и средства есть, их разработали в коллективе, где я работал, но об этом – не сейчас).
г) Поведение, отношения – между детьми, воспитателями и детьми. Это – болезненный вопрос. Но только ли для детских домов? Напоминаю о страстях вокруг попыток общественного контроля за происходящим в семьях… Здоровый социальный организм (семья, любая общность) не любит произвольного вторжения в свою внутреннюю жизнь. Сор из избы не выносят, свои конфликты мы предпочитаем «перетереть» у себя, сказала мне одна из воспитательниц в Кардымове. В норме внешнее вмешательство становится необходимым, когда внутренний конфликт переходит пределы, установленные законом, но как этот переход вовремя заметить, а лучше не предупредить? А может быть, средство уже найдено? В Кардымове, в вестибюле школы висит вот такой красочный плакат:


А мобильники сейчас у детдомовцев вовсе не редкость.

Б2. Контроль. Собственно, это – то же, что А1 (прозрачность), но только получение нужной информации организуется и активно осуществляется извне. Проблемы и способы их решения в целом те же.
А вот уровень В, уровень кооперации детского дома с внешним миром – образовательной, в первую очередь, это, по-моему, непочатый край и основное место приложения проектно-преобразующих усилий. Вот чем надо заниматься!
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments