Не знаю, будет ли и нужно ли продолжение - позиции прояснились, аргументы исчерпаны, но вот извлечь сухой остаток надо. Назову три затронутые темы, которые требуют основательного продумывания:
1. Проблема открытости/закрытости детдомов (и не только) - не такая простая, как иным кажется.
2. Что такое семья, каковы ее определяющие признаки? Сейчас этот термин - резиновый, его применяют к множеству разнородных вещей. И отказываются, по столь же непонятным основаниям, применять в других случаях.
3. Есть еще одна тема, я ее коротко сформулирую так. Есть система, в этой системе есть позиции (примерную схему я уже рисовал). Так вот, позиции различаются между собой, как меня учили, ценностями, картиной общей ситуации и тем, что в норме в каждой позиции делается. Для простоты пока ограничусь картинами ситуации - они исходно разные, каждой позиции свойственна своя предвзятость, свое искажение, особенно проявляющееся когда позиционер судит о том, что выходит за пределы его позиционного опыта. Я не имею в виду недобросовестность, при самых лучших намерениях. Про других это всем понятно: приемные родители объяснят Вам, как и почему детдомовские работники, даже хорошие, заинтересованы чинить им препятствия. Но от детдомовских воспитателей я, поверьте, многого наслышался про приемных (хотя, надо отдать им должное, не с такой оголтелой неприязнью).
Словом, задача состоит в том, чтобы как-то это свести воедино. Для таких ситуаций Щедровицкий изобрел в свое время организационно-деятельностную игру, но возможно ли это? Пока попробую начать анализ ситуации и характеристику позиций, может быть, жж может стать виртуальной ОДИ?