В центре внимания оказалась фигура Антона Калабалина, сына Семена К., ученика Макаренко. Все - педагоги Божьей милостью. Про Семена Калабалина Макаренко, недавно прочитал, говорил, что он, Макаренко, мастер, но не талант, а Семен - талант.
Что касается Антона, то его лично хорошо знал
Воспроизвожу приведенную
"... Бывают моменты, когда человеку надо остановиться,... Существует такое понятие - профессиональная депривация, когда...уже теряешь остроту и свежесть восприятия, плохо чувствуешь боль другого человека...мы имеем дело с детьми. Так вот однажды я почувствовал, что дальше работать в детском доме не могу, совесть не позволяет...
главная причина поистине драматичного положения, в котором оказываются педагогический коллектив и воспитанники детских домов, заключается в том, что детский дом как социальная семья превращён в режимное казённое заведение, что противоречит его сути... (выделено мной - gignomai) за семь месяцев ..25 комиссий не считая частных лиц...
Ничто так не развращает детей, как подарки этих самых благотворителей, опережающие потребности детей,...привычки к праздному образу жизни...
Воспитывался я на тех же условиях, что и другие ребята...
Извините за выражение, но жратва стала по вине авторов нормативного воспитания чуть ли не главным смыслом повседневного существования детей. И это тоже естественно: когда ничего не делаешь, когда ни о чём не думаешь - очень хочется есть.
Вспоминаю снова детский дом, где работал отец... Мы, дети, ночью не спали, дежурили в сарае, ожидая опороса свиньи, другие в это время сторожили поле, гоняя прожорливых птиц, чтобы они не выклевали нежные ростки гороха, посаженного нашими руками. Мы сами выращивали и продавали урожай на базаре... Воспитатели только следили, чтобы здоровое начало не перешло в рвачество. И это нетрудно, когда они всё время с детьми... Воспитателю даже необязательно иметь диплом пединститута. Но он должен если не всё, то многое уметь делать своими руками...Роль статиста для воспитателя унизительна; он должен жить жизнью ребят..
Дети должны видеть окна квартир своих воспитателей... "Приходящий" директор, каким я был, - это нонсенс (выделено мной - gignomai), в чём признаться горько, но необходимо. (Антон жил за 50 км до ДД - vojatui)... у меня есть слабости, как, наверное у каждого другого. Но считаю: коли почувствовал душевный, нравственный разлад, лучше, честнее уйти, чтобы не мучить себя и детей..." (Детский дом: уроки прошлого. Сборник.- М.:Моск. рабочий, 1990. - С. 74-122).
Вот один из ключевых вопросов: осмысленно ли представление о "социальной семье" - не в платоническо-большевистском смысле полной замены естественной семье, а как "вторая семья", наряду с первой, как ее дополнение, или как замена, когда ребенок свою семью потерял? Опыт этих педагогов и много других примеров говорят, что осмысленна и необходима, и меня это убеждает. Но сопротивление велико, слишком уж в искалеченном, униженном виде предстает сейчас часто детский дом...