gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 177: семейные детские дома (5)

Сравнил по нормативным документам сменявшие друг друга семейные формы по шести параметрам: 1) цели, как они формулировались законодателем, 2) правовые основания, 3) количество принимаемых на воспитание детей, 4) сроки и отношения с родственниками, 5) средства, выделяемые государством на детей, оплата труда воспитателя или приемного родителя, льготы, 6) отчет и контроль.
Для сравнения взял постановления разных лет о детских домах семейного типа и о приемных семьях, которые их во многом сменили.
Вот что получилось.

В постановлениях 1988-89 о детфондовских семейных домах и основанном на них Временном положении о ДДСТ цели объявлены так: «усиление государственной помощи детям-сиротам», «более полное сочетание общественных, коллективных и семейных форм воспитания». Риторика, слова, конечно, но важно, что так понимали начинание инициаторы.
Следующий из документов, уже постсоветский, 1994 года – подписан Черномырдиным: «О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств». Почему вдруг появились фермерские хозяйства. У меня два объяснения, которые не противоречат друг другу. Во-первых, плохо получалось с ДДСТ в городах (об говорили на звенигородской конференции 1990 года), не приживались там большие семьи. Во-вторых, это, кажется, была последняя попытка связать детскую политику с государственными задачами – в данном случае, с развитием фермерства, на которое власть рассчитывала после земельной реформы 1991 года. Соответственно, и заявленные цели: «воспитание, обучение и приобщение к сельскохозяйственному труду…, подготовка к самостоятельной жизни».
Во всех позднейших документах в соответствии с педагогической «буржуазной революцией» цели либо вовсе не объявляются, либо (постановление о ДДСТ 2001 года) звучат по-современному: «обеспечения защиты прав и интересов детей…», «создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни … в условиях семьи».

Меняется и организационно-правовая форма: в советское время семейный детский дом учреждают или организуют власти, а родителей отбирает комиссия специалистов и власти же назначают, в постсоветское время всё по договору – между приемными родителями или родителями-воспитателями и органами опеки как представителями государства.

С количество детей все время не слишком большие, но колебания, как будто ищутся оптимальные рамки – еще семья, но достаточно большая, чтобы оправдать государственную помощь. Для детфондовского семейного дома это не менее пяти приемных детей и «как правило» не более 10 всего; для приемной семьи по постановлению 1996 года, как правило, восемь всего, а по уточненным «Правилам» 2009 – как правило, не больше восьми, включая своих и усыновленных. Наконец, последнее постановление о ДДСТ (2001, их мало, но кое-где все-таки есть) устанавливает рамки для приемных – от пяти до 10 – и для общего числа – 12.

Относительно сроков, на которые дети отдаются на эти формы семейного устройства, и обязательств сохранять контакты с родителями и вернуть им детей, когда это станет возможным в советских документах сказано обстоятельно и неформально: «Родители-воспитатели должны способствовать контактам ребенка с родителями и воссоединению с ними в случае восстановления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и других случаях, не противоречащих интересам ребенка. Возвращение детей в семью родителей осуществляется в установленном законом порядке… В случае, если родители или ближайшие родственники ребенка в течение года не проявляют интереса к его судьбе или препятствуют созданию нормальной атмосферы в детском доме семейного типа, родители-воспитатели не обязаны предоставлять им свидание с детьми». Сходная формулировка и постановлении о приемной семье 1996 года, новый формально-юридический чстиль еще не выработался: «Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства». Зак то потом формулы становятся краткими: «Сроки определяются договором», а поскольку сильная сторона в договоре – органы опек, то значит, опекой. Она, видимо, либо задает характер связей с родной семьей, либо в это не вмешивается.

Как меняется материально-финансовая сторона? В документах про ДДСТ прописаны нормы выделения «средств на питание, обмундирование и мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также на культурно-массовую работу» по образцу снабжения детдомов, 170 р. В месяц за пять детей плюс надбавки за тех, что сверх этого (эти цифры вскоре поползут из-за череды кризисов и реформ), пенсия и стаж, а также – это важно: жилье, точнее помещение для семейного детдома. В «фермерском» постановлении 1994 – бесплатная земля, наращиваемая с увеличением количества воспитанников, ссуды, кредиты, освобождение от налогов. И всё это сохраняется в отношении приемной семьи на основе фермерского хозяйства (1996) – надеялись…
В постановлении о ДДСТ 2001 сказано сухо: «На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для сирот». А для приемной семьи по правилам 2009 года, как и для всякой возмездной опеки, действует правило, которое я понять пока не смог: «Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом».

И наконец, о контроле и отчетности. В документах 1988-89 года больше не о контроле, а о помощи, которую обязаны оказывать родителям-воспитателям и органы опеки, и органы образования, и медицинские учреждения. Про контроль как-то очень незаметно, а про отчетность так: «Родители-воспитатели ведут учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу средств. Сведения об израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляются ежегодно в органы народного образования». В постановлении о приемной системе 1996 года исчезает помощь, а про отчетность практически так же. И про ДДСТ 2001 года примерно то же, еще короче.
Зато постановление 2009 года в приложенных к нему правилах рисует картину жуткую: регулярные плановые и внеплановые проверки условий жизни и т.д. и т.п. Если это выполняется, то жизнь приемных родителей невыносима. Вся надежда на старое правило: «Спасение от дурных законов – их дурное исполнение».
Subscribe

  • (no subject)

    Как нге процитировать? В окна Совета пахло навозной сыростью и теплом пахотной земли; этот старинный воздух деревни напоминал о покое и…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Рыцарь Копенкин

    Перечитываем в очередной раз "Чевенгур". И вот что я вам скажу: я, как читатель, наибольшую радость получаю от общения со Степаном Копенкиным.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments