gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 176: осмотримся и - вперед

Пора мне продолжить свое исследование того, КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ СИСТЕМА. Но, прежде чем вернуться к истории семейных детских домов, еще раз спрошу себя: что я хочу узнать и понять?

Мне все время втолковывают: только в семье, только в семье, не может ребенок вырасти нормальным в учреждении. Договорились до осуждения руководителя детского дома и прекрасного (всеми признается) педагога А.Калабалина за то, что у него был ТАКОЙ ДЕТСКИЙ ДОМ, ЧТО ДЕТЯМ НЕ ХОТЕЛОСЬ ИЗ НЕГО УХОДИТЬ В СЕМЬИ. Это де преступно было с его стороны...

Последнего мое сознание не вмещает, это, по-моему, бзик. Но убеждать меня в достоинствах семьи излишне. Я не согласен ни с большевичкой Коллонтай или современными радикал-феминистками, что семья обречена, ни даже с великим Платоном, считавшим общественное воспитание более предпочтительным, чем семейное. Нужны и то, и другое, они дополняют друг друга.
И я полностью согласен, что СЕМЬЯ НУЖНА РЕБЕНКУ. Но! Мы же имеем дело с ситуациями, когда ребенок уже ПОТЕРЯЛ СЕМЬЮ, навсегда или на время, и всё остальное - усилия, более или менее успешные, компенсировать эту утрату.

Так вот я хочу понять, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ СЕМЬЯ И НАЧИНАЕТСЯ НЕ-СЕМЬЯ. Может быть, что-то тоже очень хорошее, похожее, но не совсем она. Если совсем по-простому, то есть семья как таковая, кровная. Есть родственная или "соседская" опека, это - та же семья, из которой смерть или что-то иное выкрало родителей. Есть усыновление, "почти родная" семья, рожденная готовностью принять ребенка как родного. В моем восприятии вот это как бы безусловные претенденты на семейность. Я согласен с Семейным Кодексом, что усыновление - приоритетная форма семейного устройства. Но, как давно уже выяснилось, не решающая всех проблем (просто количественно, оглянитесь вокруг себя многие ли из ваших друзей, знакомых, хорошие, добрые люди, готовы усыновить сироту?) - потому и появились, и появляются другие формы.
Есть учреждение, детский дом, которое и не притворяется семьей. (И то не всегда, Калабалин, вот например, говорил о "социальной семье"). И есть какое-то количество ПРОМЕЖУТОЧНЫХ форм, в которых наряду с заместителями родителей участвует государство, прежде всего ДЕНЬГАМИ И КОНТРОЛЕМ - семейные дома, приемные и патронатные семьи, детские деревни, пансионы разные с квазисемейной структурой, наконец, классический фостер, если выйти за российские границы. По всему, что я знаю, успел узнать, в этой промежуточной области случаются отношения и судьбы ничем не хуже хорошей семьи, но случается и иначе. Более того, хороший, успешный фостер, будучи спасением для измученного ребенка, и не претендует заменить семью...

От чего это зависит? Если критерий - это любящий человек, "единственный взрослый", то он ведь где угодно может случиться или не случиться.
Говорят: отец-мать всегда с ребенком, а воспитатель пришел и ушел, уволился как А.Калабалин от невыносимых условий. Так и отец нередко уходит из семьи, и матерей таких я за долгую жизнь знавал, которые, влюблясь, детей бросали.
Говорят: воспитателя никогда не хватит на много воспитанников. А как в многодетных семьях справлялись? И кто мешает на группы разбивать с постоянным воспитателем (что и делается в этих самых СОС-деревнях и пансионах)?
Я не то, чтобы все ту же песню в защиту детских домов пою. Я - за ВСЕ ФОРМЫ. Все они имеют и свои достоинства, и "своих" детей, и свои проблемы. Не исключая детских домов! Все надо совершенствовать, всем помогать. И, возможно, искать новые. Ибо, как справедливо подчеркивает vojatui, новому времени - новые задачи.
Но прошлый опыт надо осмыслить. Так что я пошел исследовать дальше.
Subscribe

  • о 24-й проблеме Аристотеля

    Завис на пару дней над парадоксом концентрических колес. История эта начинается с Аристотеля. В его (или приписываемых ему) " Механических…

  • Логики спорят

    Опять про 2 + 2. Милль иллюстрировал нашу способность представить себе непостижимое примерами из нескольких «априорных» дисциплин. В…

  • Ницше о несубъективности поэзии

    Предыдущий пост со ссылкой на лекцию Максима Калинина о сирийских мистиках вызвал обвинение - в адрес лектора и публикатора - в психологизме, в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments