gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 170 Кардымово (4)

Предыдущие части - 1, 2, 3.

Итак, в 1971 году директором на целых 30 лет стал Виктор Васильевич Левшаков.
Нашлась его фотография, вряд ли того времени, теперешняя скорее:


И кое-что о его жизни.
Он – из Кардымово. Окончил Смоленский институт физкультуры и вернулся в свою школу учителем физкультуры. Когда ввели начальную военную подготовку, стал преподавать этот предмет.
О том, как он пришел в детдом:
«В сентябре 1971 года Левшакову предложили сразу две новые должности: директор Кардымовской школы-интерната и должность в райкоме партии. Левшаков выбрал школу-интернат».
У его первых успехов – акцент армейский. «Уже в мае на День пионерии лично подготовил ребят (а это около 150 человек!) к пионерскому слету. Дружина школы-интерната стала лучшей правофланговой дружиной в Ярцевском районе (Кардымово тогда входило в состав Ярцевского района), а после – в Кардымовском».
Но главное, чем он вошел в историю Кардымовского детдома, – это строительство.
«Было, конечно, тяжело, – рассказывает Виктор Васильевич, – приходилось многое делать самим и вручную. Например, сами разгружали вагоны с углем (около 12 вагонов в год!), которым топилась наша котельная, никаких отбойных молотков у нас не было. Звали на помощь местных мужиков. Вообще, надо сказать, мы жили как одна семья и не делили работу и проблемы на “свое и чужое”. И если случались какие-то поломки, то в любое время суток мы сообща шли и устраняли их.
Кроме того, мы держали большое подсобное хозяйство. У нас было несколько десятков крупного рогатого скота, лошади, одно время были ослики, кролики. Для всех надо было заготовить сена. Но мы со всем справлялись».
Построили жилье для педагогов (живут, они значит, рядом с воспитанниками, это важно), здание дошкольного отделения, баню, новую котельную, проложили асфальтированную дорогу, провели газ, отремонтировали электросети.
Из этой скупой информации можно заключить, во-первых, что воспитатели живут там же, на территории интерната. Важно бы еще узнать, живут ли их дети вместе с детдомовцами (при Малявко это точно было так, все жили одной большой «семьей») – почему это важно, объяснять, наверно, не нужно.
Второе: по0прежнему, большую роль в жизни интерната играет подсобное хозяйство; можно предположить, что и для поддержания жизни, и для воспитания в труде (дальше увидим, что эта сторона ушла из жизни Кардымовского детдома).

Следующий директор (2001-2012) – Александр Алексеевич Филимонов. Про него в одном из недавних повествований про Кардымово сказано: «успешно устанавливает связи с людьми, оказывающими помощь в воспитании подрастающего поколения и в расширении материальной базы школы-интерната».
Фотка не очень выразительная, но другой нет:


А с 2012 года – Александр Павлович Дмитриев (родился в 1961. 15 лет в армии. До назначения в детдом аботал в кардымовской администрации, по чрезвычайным ситуациям).

Фотосайт со вспышкой: 3 от gignomai


Так что такое Кардымовская школа-интернат сейчас? Что за дети, сколько их? Вот что я выбрал из разных источников:
2006. В общежитии живут более 170 детей-сирот в возрасте от 7 до 18 лет (т.е. некоторые сверх этого, вероятно, только учатся здесь, а живут дома).
2007: 212 воспитанников, из них 25 – дошкольники, 28 ребят – сироты, 160 – социальные сироты, 24 воспитанника – дети из неблагополучных семей.
2008: 208 детей, от 3 до 18.
2012: 161 ребенок, от 4 до 17.



Из статьи А.Мозолевского в журнале «Детский дом» (2007, 1): «Традиционно ребята этого учреждения успешно поступают в вузы. Это, как правило, 50 процентов выпускников 11-х классов. Детям стараются помочь обрести желанную профессию, уважаемую, интересную, поэтому перспективных ребят не отправляют в ПТУ после окончания девяти классов. И удивительно, что, хотя интернат и находится в сельской местности, здесь нет подсобных животноводческих ферм, которые бы обслуживали дети, – здесь хотят им лучшего будущего».
Вот про это хотелось бы подробнее: как принималось и как реализовывалось решение об отказе от подсобного хозяйства – или от участия детей в его обслуживании? Допустим, вопросы питания удалось решить другим способом, но что заменило педагогическую функцию труда?
В том, что сообщается, и еще много непонятного. Процент поступлений в вузы очень большой, но интересно, в какие? И куда они идут дальше, где работают?
Не нашел, где узнать об организации жизни в детдоме, распорядке дня, учебе и досуге, о самоуправлении – ничего сравнимого с тем рассказом в «Учительской газете» 1936 года.
Вот, правда, любопытное, кажется, это редкость для современного детдома:
«Выпускники – частые гости школы-интерната. Они могут приехать погостить, и даже на достаточно продолжительное время, например на месяц, и по решению педсовета, на основании устава учреждения, их берут на временное содержание. Некоторые ребята-выпускники продолжают жить в интернате, учась уже не в школе, а в профессиональных учебных заведениях».
В той же статье в «Детском доме» упомянута практика гостевания детей в семьях и «постоянный патронат» (что это конкретно такое, надо бы уточнить).
И еще два больших куска – про спонсоров и про музей.

Про спонсоров. Сильно помогли иностранцы – французская НПО Acer-Russie, связанная с известным РСХД, «Русским  студенческим христианским движением», Nokia – всё это при посредничестве альтшулеровского «Права ребенка» и фонда «Виктория». Помощь в строительстве, ремонте, приобретении оборудования для мастерских, легкового автомобиля (здесь есть автодело как профессиональная подготовка), медицинское оборудование, одежда и обувь.

С 1992 года существует музей. На стендах – воспоминания выпускников, большая часть экспонатов – переданные выпускниками и их детьми военные награды, ну и современные спортивные.
Думаю послать им этот текст, может, чего-то у них в музее нет. Заодно повод что-то доузнать про них, про их самовосприятие и представление о своем будущем.

В 2005 году вспомнили о М.Р.Малявко – о нем поведал в своих «исторических хрониках», в передаче, посвященной детям ГУЛАГа, Н.Сванидзе. Это подсказало омбудсмену Лукину и его команде вручить Малявко посмертно медаль «Спешите делать добро».

Ну и сообщения этого года, февральские:
Посещение начальством УВД Смоленской области. Заключен договор о шефстве УВД над интернатом.
«Директор этого образовательного учреждения А.П. Дмитриев, знакомя гостей с материально-технической базой, сделал акцент на изношенности от 60 до 100% многих зданий школы-интерната».
«Взаимодействие с УВД позволит улучшить нравственно-патриотическое воспитание учащихся, ведь в планах проведение совместных спортивных мероприятий, встречи с представителями различных структурных подразделений (спецназ, ОМОН), общие праздники и экскурсионные поездки»
.

Объявлено о запуске проекта «Дети о детях»: создание и размещение в Интернете «электронного портфолио» каждого ребенка (фотографии, видео) для потенциальных усыновителей. Делать это будут добровольцы-подростки, инициаторы нашлись в Кардымово, приглашают и из других районов и из Смоленска.
Subscribe

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments