Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
СИРОТЫ 169: Кардымово (3)
аква 2
gignomai
После смерти в 1950 году М.Р.Малявко директором дома становится бывший фронтовик – везде пишут: «строгий руководитель и добрейший человек» – Баранов Михаил Иванович. Он был последним директором детского дома и первым директором «школы-интерната».

(Похоже это он – в списке «Солдат Победы» Дорогобужского р-на Смоленской области: БАРАНОВ Михаил Иванович, 20.11.1922 г.р., д. Сметанино Смоленского р-на Смоленской обл. Служил: 06.1941 г. – до конца войны, 143 СП, 343 СП 138 СД, старшина, зам. к-ра взвода. Награды: Орден Славы III ст., медали «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Праги»).

В 1962 г. детский дом преобразован в школу-интернат.
Чтобы понять, что за этим стоит, нужно знать, что еще в 1956 году Н.С.Хрущев, в своем отчетном докладе известному ХХ съезду КПСС заговорил о том, что детей лучше воспитывать не в семьях, а в интернатах, специальных заведениях. «Имеется также немало семей, в которых оба родителя работают на производстве или в учреждении, они в состоянии лишь урывками заниматься воспитанием своих детей. При таком положении многие дети  оказываются оставленными на попечение кого-нибудь из родственников или соседей, а иногда и вовсе без присмотра…» – рассуждал вождь и выдвинул программу повсеместного развития школ-интернатов, где должны были получать образование и воспитываться в идеале все советские дети. Разумеется, оговаривалось, что это не направлено против семьи, куда дети возвращаются на каникулы, и что это исключительно добровольно…
(Идея – не новая. В первые годы советской власти такая задача уже ставилась и более радикально, тогда прямо говорили об отмирании семьи, но жизнь отвлекла на другое).
Детдома естественно включались в эту систему, вливаясь в школы-интернаты для семейных детей или принимая их к себе. В конце 1950-х принимается несколько постановлений ЦК партии и правительства – «о развитии», «о льготах» для школ-интернатов и их воспитанников. Массовой передачи в интернаты детей из семей не получилось, но детским домам выбора, видимо, особенно не оставляли. Постановление 1959 года «О мерах по развитию школ-интернатов» прямо рекомендует «с учетом местных условий и возможностей преобразовать детские дома в школы-интернаты.

Про 1960-е годы на одном из сайтов сказано так: «Это десятилетие было нелегким – переходным. Шла реорганизация, становление школы. За это десятилетие сменилось несколько директоров. На смену Михаилу Ивановичу Баранову приходит Леваков Александр Исаевич, Сорокин Анатолий Иванович и  другие.
За 50 лет (т.е., выходит, к 1970) путевки в жизнь получили 2083 воспитанника».

В 1971 году главой школы-интерната становится Виктор Васильевич Левшаков, который директорствовал 30 лет.  И это – отдельная эпоха в истории Кардымова.