gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

еще о сиротской дружбе и дружбе вообще (СИРОТЫ 163)

Зацепила меня эта тема.
Итак, еще раз: о чем речь? Речь идет о дружбе, глубокой личной привязанности к другому человеку, и о способности такие отношения завязывать и строить - как она, эта способность, развивается и от чего это зависит. saha_gezalov, основываясь на своем личном детдомовском опыте и знании других судеб, утверждает, что детдомовец не научается дружить, не знает, что это такое. Что ж, ему виднее. Я этого его свидетельства не оспариваю - с той, впрочем, оговоркой, что личный опыт всегда ограничен, что обобщать на все детские дома у него оснований нет. Я знаком и со свидетельствами противоположными.
Мне важно вот что: причины, факторы рождения дружбы и способности дружить. Мне это важно потому, что я думаю о том, как сделать детский дом лучше, как избавить его от пороков.
В состоявшемся уже обсуждении, там у Гезалова, и здесь, были названы пять разных причин. Назову и скажу, что о них думаю.
Сам Гезалов называет (или подразумевает) три причины вперемешку:
1. Вынужденный постоянный контакт. Конечно, вынужденный контакт никак не может создавать дружбы. Более того, могу допустить, что он может и мешать (вынужденное может отвращать). Но не вижу здесь никакого непреложного закона - вполне, по-моему, можно дружить, и по-настоящему, с кем-то из тех, с кем вынужден всегда быть вместе. Один мой друг провел детство в больнице, прикованным к постели, и завел там друзей, с которыми связь сохранилась доныне (ему за 70). Там есть одно обстоятельство, способствовавшее дружбе, но о нем в конце (п. 5).
2. Замкнутость детдомовского пространства, отсутствие ситуаций встречи. Ну, тут сразу три возражения. Во-первых, всегда есть первая встреча, первое знакомство - почему же не завязаться дружбе? Во-вторых, почти у всех, наверно, есть опыт завязывания дружбы с человеком, которого знал и с которым был в постоянном контакте (на работе, например) давно, но вдруг увидел. Ну, и в-третьих, а почему, собственно, детдом непременно изолирован? Это и в нынешней реальности не совсем так - дети ходят в обычную школу, - тем более, это нельзя считать непоправимым. (Преодолении "стены" - отдельный вопрос, и я еще буду его обсуждать и расскажу об опытах решения этой задачи).
3. То, что Гезалов называет "небезопасностью" детского дома, которая держит ребенка в постоянном стрессе, когда, утверждает он, невозможна дружба. Опять-таки, ему виднее - относительно детдома, где он вырос, и, вероятно, многих. Ну а вообще... жизнь в замкнутой группе постоянного состава заключает в себе свои конфликты, приводит к борьбе за выживание, за место в коллективе. Это относится и к казарме, и к монастырю, и к детдому. Всегда ли это исключает дружбу? Опять-таки см. п. 5.
4. ludmilapsyholog, как всегда, о своём: "Дружба и вообще отношения со сверстниками это вторичная производная отношений со своим взрослым. Для этого нужен опыт доверия, открытости, пристального интереса к личности, чувства "незаменимости" человека. Если его нет -- и дружбы нет". Да, наверное, дружить, как и всему другому, ребенок научается у взрослых. И это правда, что воспитатель в детдоме редко может быть так же внимателен к неповторимой личности воспитанника, как были бы папа и мама - на всех его обычно не хватает. Но не знаю, не уверен, что нужен опыт симметричных отношений со старшим другом, чтобы научиться дружить... Подросток все-таки не младенец, требующий непрерывного внимания, чтобы у него не развилось "расстройство привязанности".
5. А пятую причину назвал я сам. Дружба, точнее товарищество, легко перерастающее в дружбу, завязывается в общем деле. И, соответственно, общее безделье (как раз очень частое в детских домах) - самая неблагоприятная для дружбы ситуация. Мой друг, на больничный опыт которого я выше сослался, сообщил вот такую подробность. Он лежал в больнице дважды: в детстве, с пяти до десяти лет, и в юности, где-то в 18-20. Так вот в первую лежку друзья у него появились с 8 лет, когда началась учеба, увлекшая всех детей, общие интересы и т.д. И общие же занятия связали его дружбой с кем-то из сопалатников в юности. Здесь лежит, по-моему, и ответ на п. 3 об атмосфере небезопасности: именно в общем деле, особенно если оно организуется опытным педагогом, каждый находит своё, всеми ценимое - и потому безопасное - место.
Subscribe

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • Только Россия...

    Читаю понемногу дневники Л.В.Шапориной (сначала отрывки у sergey_v_fomin, теперь купил двухтомник). Вещь уникальная по охвату - от начала…

  • Эвона как!

    Via seann Thibault Le Texier, Histoire d’un mensonge, 2018 — 5- Все, наверное, наслышаны о “Стэнфордском тюремном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • веселися славный росс!

    По наводке известного конспиролога А.Дунаенва (danuvius) купил книгу аббата-иезуита О.Баррюэля "История якобинства" в переводе…

  • Только Россия...

    Читаю понемногу дневники Л.В.Шапориной (сначала отрывки у sergey_v_fomin, теперь купил двухтомник). Вещь уникальная по охвату - от начала…

  • Эвона как!

    Via seann Thibault Le Texier, Histoire d’un mensonge, 2018 — 5- Все, наверное, наслышаны о “Стэнфордском тюремном…