Итак, еще раз: о чем речь? Речь идет о дружбе, глубокой личной привязанности к другому человеку, и о способности такие отношения завязывать и строить - как она, эта способность, развивается и от чего это зависит. saha_gezalov, основываясь на своем личном детдомовском опыте и знании других судеб, утверждает, что детдомовец не научается дружить, не знает, что это такое. Что ж, ему виднее. Я этого его свидетельства не оспариваю - с той, впрочем, оговоркой, что личный опыт всегда ограничен, что обобщать на все детские дома у него оснований нет. Я знаком и со свидетельствами противоположными.
Мне важно вот что: причины, факторы рождения дружбы и способности дружить. Мне это важно потому, что я думаю о том, как сделать детский дом лучше, как избавить его от пороков.
В состоявшемся уже обсуждении, там у Гезалова, и здесь, были названы пять разных причин. Назову и скажу, что о них думаю.
Сам Гезалов называет (или подразумевает) три причины вперемешку:
1. Вынужденный постоянный контакт. Конечно, вынужденный контакт никак не может создавать дружбы. Более того, могу допустить, что он может и мешать (вынужденное может отвращать). Но не вижу здесь никакого непреложного закона - вполне, по-моему, можно дружить, и по-настоящему, с кем-то из тех, с кем вынужден всегда быть вместе. Один мой друг провел детство в больнице, прикованным к постели, и завел там друзей, с которыми связь сохранилась доныне (ему за 70). Там есть одно обстоятельство, способствовавшее дружбе, но о нем в конце (п. 5).
2. Замкнутость детдомовского пространства, отсутствие ситуаций встречи. Ну, тут сразу три возражения. Во-первых, всегда есть первая встреча, первое знакомство - почему же не завязаться дружбе? Во-вторых, почти у всех, наверно, есть опыт завязывания дружбы с человеком, которого знал и с которым был в постоянном контакте (на работе, например) давно, но вдруг увидел. Ну, и в-третьих, а почему, собственно, детдом непременно изолирован? Это и в нынешней реальности не совсем так - дети ходят в обычную школу, - тем более, это нельзя считать непоправимым. (Преодолении "стены" - отдельный вопрос, и я еще буду его обсуждать и расскажу об опытах решения этой задачи).
3. То, что Гезалов называет "небезопасностью" детского дома, которая держит ребенка в постоянном стрессе, когда, утверждает он, невозможна дружба. Опять-таки, ему виднее - относительно детдома, где он вырос, и, вероятно, многих. Ну а вообще... жизнь в замкнутой группе постоянного состава заключает в себе свои конфликты, приводит к борьбе за выживание, за место в коллективе. Это относится и к казарме, и к монастырю, и к детдому. Всегда ли это исключает дружбу? Опять-таки см. п. 5.
4. ludmilapsyholog, как всегда, о своём: "Дружба и вообще отношения со сверстниками это вторичная производная отношений со своим взрослым. Для этого нужен опыт доверия, открытости, пристального интереса к личности, чувства "незаменимости" человека. Если его нет -- и дружбы нет". Да, наверное, дружить, как и всему другому, ребенок научается у взрослых. И это правда, что воспитатель в детдоме редко может быть так же внимателен к неповторимой личности воспитанника, как были бы папа и мама - на всех его обычно не хватает. Но не знаю, не уверен, что нужен опыт симметричных отношений со старшим другом, чтобы научиться дружить... Подросток все-таки не младенец, требующий непрерывного внимания, чтобы у него не развилось "расстройство привязанности".
5. А пятую причину назвал я сам. Дружба, точнее товарищество, легко перерастающее в дружбу, завязывается в общем деле. И, соответственно, общее безделье (как раз очень частое в детских домах) - самая неблагоприятная для дружбы ситуация. Мой друг, на больничный опыт которого я выше сослался, сообщил вот такую подробность. Он лежал в больнице дважды: в детстве, с пяти до десяти лет, и в юности, где-то в 18-20. Так вот в первую лежку друзья у него появились с 8 лет, когда началась учеба, увлекшая всех детей, общие интересы и т.д. И общие же занятия связали его дружбой с кем-то из сопалатников в юности. Здесь лежит, по-моему, и ответ на п. 3 об атмосфере небезопасности: именно в общем деле, особенно если оно организуется опытным педагогом, каждый находит своё, всеми ценимое - и потому безопасное - место.