gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 162: буржуазная революция в детской политике

Одним осознанием хочу поделиться. Оно пришло от чтения один за другим нормативных документов, касающихся сиротской и, шире, детской жизни, советских, а потом постсоветских. Впечатлений много, но все их можно свести к трем пунктам, трем поворотам:

1. От заботы о воспитании к защите прав ребенка. Каждый из советских документов (закон или постановление "ЦК КПСС и Совета министров СССР" и т.д.) начинается с этической преамбулы. Разумеется, сформулированной на языке тогдашней идеологии, с отсылкой, скажем, к "Моральному кодексу строителя коммунизма" или, раньше, к трудовой этике. Ну, диктат коммунистической идеологии закончился и, ясное дело, эта риторика должна была уйти из правовых актов. На смену ей пришла другая риторика - та, что в Конвенции о правах ребенка и т.п. О воспитании ни слова, исключительно о "благе ребенка", понятом как отсутствие страданий. Сейчас. Это не только в госдокументах, таково общественное умонастроение. Государство должно защитить. Все, что связано с воспитанием - дело семьи. И школа пусть в это не лезет, учит читать, писать и т.д. Ну, а детским домам с их воспитанниками места, естественно, не остается.

2. От общественного к частному. Там, в советских нормативных текстах, все время фигурирует общественность, которую призывают или даже обязывают участвовать в исправлении недостатков или реализации новых начинаний. Общественность эта рассматривается как инструмент государства в реализации общих целей. Чаще всего речь о "производственных коллективах", иногда о сообществах жителей, в деревнях это одно и то же. Сейчас такие вещи - в такой форме - немыслимы, государство имеет дело с семьями. Были "общественные воспитатели несовершеннолетних" (Указ Президиума ВС РСФСР от декабря 1967), шефство заводов и т.п. над детскими домами - сейчас Благотворительные фонды и волонтеры. Нужно еще смотреть, что реально делалось тогда и что делается сейчас, но одно ясно сразу - изменились отношения с государством: от мобилизации (добровольной или принудительной) к тому, что, наверное, должно было бы стать добровольным государственно-общественным партнерством, но пока что...
Кстати, еще с имперских (!) времен у детских учреждений были попечители, попечительские советы. По букве закона они есть и сейчас, и в школах, и в детдомах. Но я ни разу не читал и не слышал об их деятельности, например, в тех преступных ситуациях, когда случались насилие, воровство и т.п. Про имперское время не скажу (в документах прописано все замечательно), а в СССР какой-нибудь директор завода в качестве попечителя иногда бывал эффективен, читал об этом.

3. От постановки и решения государственных задач к государству как к одном из поставщиков услуг. О гнусности этого все заполонившего сервисного языка (формирующего и соответствующее мышление) я уже писал. Но ведь этот подход и любую реформу сводит к повышению размера пособий и расширению меню услуг.
Tags: Россия, СССР, государство, детский дом
Subscribe

  • Русское НЕВЕРОЯТНОЕ

    Так называется выставка, с которой только вернулись с Таней — посвященная русскому конструктивизму. Впечатление соответствует названию. Завтра…

  • Игра в бисер

    Дочитали "Игру в бисер" Гессе (все, кроме стихов в конце - любопытно, читал ли Пастернак Гессе). Итожу впечатления. А они - сильные,…

  • Да вырастет каждый ребенок музыкантом!

    Friends, Russians, countrymen and foreign friends, lend me your ears! Друзья, коллеги, читатели, Напоминаю, что онлайн-школа Татьяны Рокитянской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments