В продолжение моих «остановок и оглядываний» пришло в голову, что любопытно было бы осмотреть такое внешнее выражение внутреннего ландшафта, как библиотека. Все эти книги были некогда куплены (и продолжают приобретаться) во удовлетворение желания что-то узнать, с кем-то посоветоваться, вместе подумать, что-то подсмотреть такое – чужими глазами, – что самому на глаза не попалось или не было замечено и т.д. Бросив несколько пробных взглядов на полки, я понял, что, в общем-то, в состоянии и восстановить в памяти мотивы, по которым книги были залучены в мою книжную империю, и внятно сформулировать, что каждая из них для меня сейчас значит (надеюсь, понятно, что это не зависит от того, прочитана ли книга).
Но когда я стал думать о том, как этот замысел осуществить, во мне как всегда вступили в спор систематизатор-перфекционист и «поэт лени и каприза». Первый настаивал на том, что у книжного универсума, частным отражением коего является моя библиотека, есть своя структура – предметная, пространственно-временная, по мировоззренческим векторам и проч. Но, как легко догадаться, победил второй, поскольку, следуя рекомендациям первого, я бы и начать-то не собрался «до морковкиных заговинок», как говорит один мой друг, повторяя любимое выражение своей покойной матери…
И решил я, никаких планов не строя, что буду время от времени рассказывать о каких-то книгах и группах книг, какие вдруг вспомнятся или на глаза попадутся. Но только не библиофильски (я совсем не библиофил в смысле интереса особенного к редким изданиям), а как к отражениям и выражениям движений мысли, чувства, чего там еще – которые привлекли мое внимание.
А для почину кое-что о трех книгах, которые сегодня купил в родном «Фаланстере» – зачем и ради чего купил. (О «Фаланстере» надо бы отдельно рассказать и во всех подробностях – не магазин, а песня, с его тематическими столами, с его замечательными хозяевами… Может, соберусь).
Итак, книга первая (в случайном порядке): «Спекторский» Бориса Пастернака. Замысел и реализация. М.: Совпадение, 2007. Составление, вступительная статья и комментарии А.Ю.Сергеевой-Клятис. 232 с. Цена 193 р. Я не знаю, кто такая С.-К. (что, впрочем, отчасти и плюс, поскольку никаких противопоказаний). Не знаю, что за издательство, но название – красивое. А вот Пастернак – из тех поэтов, в которых я поочередно влюблялся («Давай ронять слова / как сад янтарь и цедру / задумчиво и щедро / едва, едва, едва…»). «Спекторского» помню плохо, можно сказать, что как следует, не прочитан. Но главное, что книга явно задумана как попытка ответить на вопрос, который меня всегда завораживал: как это у них получается? У меня есть книга, в которой даже сделана проба обобщенного, философского думанья на эту тему – «Эмбриология поэзии» В.Вейдле. Вдохновленный ею, я тоже коряво порассуждал об том в своей «Энергетике знака». А здесь «впервые под одной обложкой собраны как поэтические, так и прозаические произведения, воплощавшие на разных этапах работы замысел «Спекторского». Канонический текст романа в стихах соотнесен с сохранившимися вариантами более ранних публикаций и снабжен подробными комментариями». Надо ли еще что-то говорить в пользу покупки? Надо! Еще надо сказать о том, что для меня немыслимо «думать о Боге», не принимая во внимание опыта поэзии. Поэтому богословствование и философствование должны сопровождаться пожизненным вслушиванием-всматриванием в поэзию – в широком смысле слова, не только словесную. Так.
Книга вторая: Елена Рабинович. Мифотворчество классической древности. Hymni Homerici. Мифологические очерки. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2007. 470 с. Цена 157 р. (недорого, книга-то толстая и в тв. переплете!). Я хоть и сказал, что не библиофил, но, когда книга красива и приятна на ощупь, это тоже сказывается на решении купить. Кто такой Иван Лимбах, я не знаю, но красивое сочетание имени и фамилии вполне отвечает сложившемуся уже у меня в памяти образу издателя красивых и необычных по содержанию книг. Решающим же, конечно, был интерес к грекам, все растущий в течение последних нескольких лет и, видимо, уже пожизненный. «Книга посвящена безначальному и бесконечному процессу мифотворчества (хорошо сказано!), хотя автор ограничивает себя начальным и конечным – мифологией древних греков». Вот это совмещение конкретного предмета, рассматриваемого пристально и в деталях, с помещением этого предмета в максимально широкий историософский и метафизический контекст – самое интересное и плодотворное, что может только быть, по-моему. В книге переводы гомеровских гимнов с авторскими комментариями. (А уж комментарии я люблю донельзя – и читать, и писать).
И третья: П.Е.Казанский. Власть Всероссийского Императора. Издание 3-е, значительно дополненное. Москва: Фонд ИВ, 2007. 600 с. Цена 243 р. «ИВ» – это имперское возрождение. Книга впервые вышла в 1913 г. в Одессе, автор книги – один из крупнейших российских юристов, декан юридического ф-та Императорского Новороссийского университета – как сказано в аннотации, «смог синтезировать в ней взгляды юристов и политиков самых разных политических убеждений в единую философию права русского Самодержавия, отбросив у каждого то, что являлось политической накипью и не согласовывалось с взглядом на власть Всероссийского Императора, выраженную в Основных Законах и традициях русского народа». Надо прочесть. Меня всегда привлекала идея Царя как воплощение провиденциального понимания власти, причем именно самодержавного Царя, чья власть принципиально неоспорима и потому не является предметом вожделения, борьбы и обороны и т.п. При этом как человеку, выросшему в другую эпоху и пропитавшемуся другими представлениями, понять, как это работало, мне трудно. Надеюсь, проф. Казанцев поможет.
Пока хватит.