gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 155 - как складывалась система: опека (1)

Во всей системе сиротского устройства – самое древнее и естественное это опека. Испокон веку, если ребенок терял родителей, дело его воспитания брали на себя родственники или соседи. Государству до поры не было до этого дела; это и сейчас в большой мере так в архаических обществах (в Африке или у нас на Кавказе). Когда же призрение сирот сделалось предметом заботы государства, то оно стало, с одной стороны, учреждать свои сиротские учреждения (приюты и т.п.), а, с другой, – нормировать и ставить под свой контроль то, что делалось до и помимо него: права и обязанности опекунов и подопечных, в первую очередь имущественные.
Так возник правовой институт опеки и попечительства.
В Российской Империи это было так (цитирую или пересказываю Свод законов):
«Родители имеют право назначить в духовном завещании к остающимся после них малолетним детям и имуществу опекунов по собственному избранию».
«Если в завещании не назначено особых опекунов к дошедшему малолетным детям имуществу, то опека принадлежит оставшемуся в живых отцу или матери, если нет причин, по которым они не могли бы быть опекунами».
«Когда в завещании опекуна не назначено, а оставшиеся в живых отец или мать сей обязанности на себя не примут, то опекуны избираются и определяются правительством».
«К опеке над несовершеннолетними, оставшимися без отца и матери, ежели нет опекунов по завещанию, призываются родственники их и свойственники в следующем порядке…» и далее перечень по убыванию родства и от мужчин к женщинам.
Россия была государством сословным, так что и попечение о сиротах возлагалось Законом на сословные органы опеки – дворянскую опеку, духовное начальство для священников, городской сиротский суд для городских обывателей. У крестьян эта область долго вообще не была кодифицирована, поступали по обычаю. К концу XIX века законодательство определило, что у «сельских обывателей» опекунов назначает сельский сход при контрольных функциях земского начальства. Отдельные нормы были у казачества и инородцев согласно с их религией и обычаями
Дворянская опека или, соответственно, сиротский суд «обязаны:

  1. Осведомиться об имении малолетнего.

  2. Определить к лицу его и имению опекуна, в завещании родителей назначенного, или, если сего не сделано, то избрать самим опекуна.

  3. Когда имения не осталось, то стараться поместить малолетнего, соответственно его состоянию и возрасту, в общественное училище или в сиротские домы, или в государственную службу, или пристроить к доброхотным людям для обучения промыслу или ремеслу».

Впечатляет разница в акцентах с нашим временем: много больше об имуществе, чем о «лице» подопечного и его воспитании. Вообще, такое впечатление, что с теперешней сиротской ситуацией сопоставим только п. 3. Но есть и о воспитании:
«Выбор в опекуны должен быть обращаем на таких людей, кои нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здравии, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании, и от которых ожидать можно отеческого к малолетнему попечения. Посему запрещается определять опекунами» растративших собственное имение, имеющих явные пороки, «известных своими суровыми поступками», имевших ссору с родителями малолетного, несостоятельных.
«Опекун должен пещись об особе и здравии малолетнего. Он старается, чтобы малолетний был воспитан в страхе Божием, в познании той веры, в которой он родился, в правилах добронравия и удаления от злых примеров; для сего, ежели малолетний не отдан в общественное училище, опекун обязан, смотря по роду его и состоянию, отдать его на воспитание и для изучения приличных ему знаний людям добродетельным, или избрать учителей, кои имели бы в своих познаниях и поведении определенное законами свидетельство; для служения же определить к малолетнему необходимо только нужных служителей доброго и непорочного поведения. Вообще опекун обязан приготовить малолетнего к жизни, сообразной его состоянию, но всегда трудолюбивой, умеренной и безмятежной».
После этого идет несколько страниц правил, регулирующих распоряжение имуществом.
А потом была Революция, которая все вопросы, связанные с имуществом, его наследованием и сбережением, сняла или, по крайней мере, сделала малозначительными. О том, как это сказалось на опеке – в следующем посте.
 
Tags: история, право, семья
Subscribe

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • "Одухотворенные люди"

    Поскольку из непрочитанного Платонова под рукой оказались только рассказы 1940-х (военные), стали читать их. «Одухотворенные люди».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments