gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 154 - как складывалась система: усыновление

Как этот вопрос решался при царях?
В Своде гражданских законов Российской Империи на 1911 год соответствующий раздел начинается с того, что «Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех, кои по сану своему обречены на безбрачие». Из остального что-то выглядит вполне обычно и для нас (требования к возрасту и правоспособности усыновителя, разница в возрасте, согласие родителей, усвоение усыновленным прав наследования и т.п.), что-то связано с сословными реалиями и преимуществами христианского вероисповедания перед прочими; это любопытно, но не отвлекаюсь – кому надо, см. по ссылке.
Впрочем, один пункт таки приведу, касательно иностранного усыновления. «Право усыновления подкидышей или непомнящих родства предоставляется живущим в России иностранцам, не принявшим Российского подданства, но с тем, чтоб усыновляемые подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в Православном исповедании, кроме только трех Прибалтийских губерний, для коих сие правило не обязательно, и чтобы, сверх того, они сохраняли звание Российских подданных; в причислении же таковых лиц к надлежащему сословию, должно быть поступаемо по законам, на сей предмет постановленным.
Примечание. Христианам всех исповеданий разрешается принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры».
Мотив законодателя кристально ясен: дитя необходимо сохранить в православии или, на худой конец, в инославном христианстве, а нехристей по возможности крестить.

Выделяю две вещи.
Первое: деление детей на законных и незаконных. Эта тема подробно трактуется в других разделах, но сюда она входит пунктами об усыновлении собственных внебрачных детей и вопросом об уравнении их в правах с детьми законными. И тем, что сама ситуация наличия в семье своих детей и усыновленных возможна только при усыновлении собственных внебрачных детей. Соответственно:
Второе: "Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющего есть собственные законные или узаконенные дети".
Что за идея стоит за этим запретом? Могу предположить только одно: забота о том, чтобы не были ущемлены права родных детей. И это тесно связано вообще с тем значением, которое тогда придавалось родству – ему посвящена отдельная глава «О союзе родственном», где даже таблица степеней родства приведена. Об этом надо отдельно поговорить.

Для начала достаточно. Посмотрим, что сюда внесли большевики.
Очумел я, братия и сестры, читая первые декреты советской власти (1918-1919).Даже простое их перечисление впечатляет. Это что-то демиургическое, творение мира заново. А если не творение, то переименование. От обращений к «народам мира» до порядка распределения мыла, а в промежутке – обо всем на свете (банках, школах, больницах, судах и трибуналах, народах России, акцизах и т.д. и т.п.). И очень много об «упразднении» ранее существовавших порядков и учреждений.
В частности, важное для нас: упразднено различение в правах между детьми, рожденными в браке и вне брака.
И по поводу усыновления в этот раннейший период круто: Ст. 183 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1918 г. напрочь отменяла институт усыновления: «С момента вступления в силу настоящего Закона не допускается усыновление ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых».
Почему? Ну, одна причина такая: большевики, по крайней мере, те из них, кто был назначен ведать детскими делами, вроде Александры Коллонтай, были убеждены в скором отмирании института индивидуальной семьи – это сказалось и в становлении системы учреждений для сирот, «государственных детей». Вторая – то вроде бы, что они считали, что детей усыновляют, чтобы эксплуатировать (по отношению к взятию в крестьянские семьи на воспитание такое, как пишут, бывало).

Долго этот запрет не продержался. В Кодексе 1926 года глава 3 второго раздела – 10 коротких пунктов об усыновлении, которые сохранили силу доныне:
«57. Усыновление допускается только в отношении малолетних и несовершеннолетних и исключительно в интересах детей.
58. Не имеют права усыновления лица, лишенные права быть опекунами, согласно ст. 77 настоящего Кодекса.
59. Усыновление производится постановлением органов опеки и попечительства и подлежит регистрации в общем порядке в органах записей актов гражданского состояния.
60. При усыновлении усыновляемому может быть присвоена фамилия усыновителя, а также, при наличии согласия усыновляемого, и отчество усыновителя.
61. При наличности родителей усыновляемого или в случае нахождения его под опекой или под попечительством, для усыновления требуется согласие не лишенных родительских прав родителей, опекунов или попечителей.
62. При усыновлении кого-либо лицом, состоящим в браке, требуется согласие другого супруга.
63. Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, без их согласия не допускается.
64. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и усыновители по отношению к усыновляемым и их потомству в личных и имущественныхправах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению.
65. Усыновление, совершенное в отсутствие или без согласия родителей усыновляемого, может быть отменено органами опеки и попечительства по просьбе родителей, если возвращение им ребенка соответствует интересам последнего. Для отмены усыновления несовершеннолетнего старше десяти лет требуется его личное согласие.
66. В судебном порядке может быть возбужден любым лицом или учреждением иск об отмене усыновления, если этого требуют интересы ребенка.
67. В случае отмены усыновления суд постановляет решение об отобрании ребенка от усыновителя, передаче его на попечение органов опеки и попечительства, при чем суд может присудить ребенку содержание с усыновителя».
Здесь важно то, чего здесь нет и что потом появилось, но – доберемся.

Вообще, все время вплоть до Войны усыновление явно не было в центре внимания. Генеральная линия была на государственные учреждения, о ней - отдельно. Голод переполнил детдома и заставил воскресить патронат, – но и это самостоятельная тема. Статистики я не нашел, но по всем признакам усыновляли мало, нужда и пропаганда гнали женщин работать, поэтому им было не до чужих детей, своих радовались пристроить на гособеспечение.

Тема вышла на первый план с Войной и новой волной осиротения. Детдомов не хватало. И вот «Правда» от 31 января 1942 года в статье Е.Кононенко «Ты не сирота, малыш!» сообщает о почине работниц завода «Красный богатырь»: «Женщины, матери, – обратилась в 1942 г. к своим коллегам работница завода Елена Овчинникова, мать четверых детей, – все это так, все это хорошо, сундуки пересмотрим, найдутся и рубашонки, и платья. Принесем. Но детей-то, детей жалко, ведь они сироты! Отцы их за нас кровь проливали. Матери, не могу я молчать, возьму ребеночка такого к себе, приласкаю, выращу». После этого собрания шесть работниц завода взяли в свои семьи по одному ребенку». Массовое движение усыновления было в Москве после того, как отогнали немцев. Очень многие (ок. трех тысяч семей) и помногу усыновляли сирот в Средней Азии, об этом тогда много писали.
8 сентября 1943 был издан специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Он короткий, приведу:
«1. Установить, что усыновляемому по просьбе усыновителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновителя.
2. Усыновители по их просьбе могут быть записаны в актовых книгах о рождении в качестве родителей усыновленного.
3. Усыновление детей, достигших десятилетнего возраста, присвоение им фамилии и отчества по имени усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей без согласия усыновляемых не допускается.
4. Предложить Верховным Советам союзных республик внести соответствующие изменения в Кодексы законов о браке, семье и опеке».
Новым, как я понимаю, была запись усыновителей в актовых книгах «в качестве родителей усыновленного». Из нее логически вытекла тайна усыновления.

Что было дальше? Процитирую хорошую статью Т.М.Смирновой. Она посвящена истории патроната, но многое относится и к усыновлению: «В первые послевоенные месяцы сотрудники органов Наркомпроса РСФСР оказались не в состоянии удовлетворить все запросы граждан, желающих усыновить ребенка [Сироты воспитываются в семьях трудящихся // Правда. 1945. 26 окт.]. Однако, энтузиазм, как известно, не может длиться вечно. Постепенно послевоенный «бум» усыновлений пошел на спад, чему в значительной степени способствовал и голод 1946-1947 гг., а также общая послевоенная разруха. Тяжелый восстановительный период конца 1940-х гг. способствовал обострению ряда проблем детства (включая рост детской беспризорности и преступности), поскольку занятые на производстве родители (а зачастую это были только матери) практически не имели возможности заниматься воспитанием своих детей».
Важное свидетельство. Оно, во-первых, о значении энтузиазма. А во-вторых, о том, что на энтузиазм нельзя рассчитывать как на постоянное массовое явление.

И дальше еще довольно долго об усыновлении (как впрочем и о других семейных формах устройства сирот) сказать нечего. История сиротства в послевоенном СССР – это в основном история детских домов. Причем, забегая вперед (буду об этом подробно): сам состав сиротства другой был. Пока не уточнял, но явно меньше бросали детей, хотя и отдавали в интернаты на воспитание; в хрущевское, любопытнейшее в этом отношении время это вообще стало генеральной линией…

В «Основах законодательства Союза ССР о браке и семье», принятых в июне 1968 года, и Кодексе РСФСР, принятом в следующем году, про усыновление ничего особенно нового, кроме явного утверждения тайны усыновления.
Чего там нету? Нету объявления усыновления приоритетной формой семейного устройства – это появится только в Семейном Кодексе 1995, уже в постсоветской России.

Очень важное отличие от ныне действующих норм – не в законах, а в том, что называют «подзаконными актами», в данном случае в министерских инструкциях и приказах. Инструкция Минздрава и Минпроса «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении» : «Усыновлению подлежат здоровые дети и подростки. Исключение могут составлять те случаи, когда усыновление производится родственниками или посторонними гражданами, которые, несмотря на предупреждение о недуге ребенка и его последствиях, настаивают на его усыновлении». Это не абсолютный запрет, но категорическое намерение воспрепятствовать усыновлению тяжелобольных детей (дальше длинный перечень «абсолютных» и «относительных» противопоказаний).
То же в точности повторяется и в инструкции 1986 г..
Только в 1991 году выходит инструкция с другой формулировкой, отменяющей этот полузапрет: «На усыновление могут быть переданы как здоровые, так и больные дети, но при условии, что последние по характеру (течению) заболевания не нуждаются в постоянном пребывании и лечении в специальном лечебно-воспитательном учреждении». Но в качестве позиции, существующей и отстаиваемой, он существует и сейчас. Не так давно разговаривал со знакомой, всю жизнь проработавшей с умственно отсталыми детьми. Она и сейчас убеждена, что специалисты лучше обеспечат развитие и благополучие этих детей, чем семьи. Еще одна проблема, о которой – отдельно.

Поправки 1990 года чуть-чуть облегчают усыновление при живых родителях: "Усыновление может быть произведено без согласия родителей, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и без уважительных причин не принимают участия в его воспитании и содержании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы" – кажется, такие ситуации стали более частыми, раз понадобилось учесть это в законе.

«Семейный Кодекс», принятый в 1995 и действующий (с поправками) сейчас. В нем
1) усыновление объявлено приоритетной формой семейного устройства,
2) подробно прописаны и требования к усыновителям, и порядок усыновления, и куча других вещей.
К делу еще имеют отношения такие важные новшества, как банки данных о детях, оставшихся без родительского попечения и таких, для усыновления которых отсутствуют препятствия.

Вот так это дело нормировалось. А в завершение – о результатах.
Статистика усыновления есть за 1999-2012 годы. Вот она – приведены абсолютные цифры усыновленных и проценты от числа ежегодно учитываемых сирот):

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
8010 7292 7175 6931 6948 7075 6400 5073 5217 4633 4465 3965 3542 3095
7% 5% 5% 5% 5% 5% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4%

Можно предположить, что некоторое уменьшение доли усыновляемых связано с уходом их на другие формы семейного устройства (платной опеки). А так – удивительная все-таки вещь статистика: как закон тяготения – четыре-пять %, хоть тресни…
Tags: история
Subscribe

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments