gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Логосы сущих

На экране моего компьютера – статья В.В.Петрова «“Логос сущего” у Максима Исповедника: проблемы интерпретации». Хороший повод, опираясь на проделанную автором исследовательскую и систематизаторскую работу, попытаться немного поразбираться в этой явно узловой проблеме – «логосы сущих».

Можно использовать все тот же прием «медленного чтения»: я буду выкладывать по кусочку статьи в сопровождении своих соображений и вопросов – в большей мере вопросов, поскольку ощущаю себя здесь в позиции вполне ученической. А поскольку, как мне хорошо известно, в числе «френдов» моего ЖЖ есть несколько человек, вполне профессионально владеющих темой, то, может быть, мое приглашение поучаствовать в обсуждении не покажется им наглой эксплуатацией. Ведь вопросы, заданные профаном, бывают небесполезны для знатока, не так ли?

Первая порция носит, собственно говоря, экспозиционный характер, вводит в тему малоподготовленного читателя. Хотелось бы, чтобы те, кого заинтересовало это начинание и кто, в той или иной степени и том или ином качестве, готов поучаствовать, отметили это своими репликами.

Максим Исповедник (580 – 662), один из выдающихся византийских мыслителей, создал философско-богословскую систему, отмеченную сильным влиянием неоплатониз­ма. Для Максима характерны попытки трансформировать понятийную систему античной философии, переработав ее для нужд современного ему христианского богословия. Яр­ким примером этого является понятие «логос» сущего, со­здающее большие интерпретационные трудности для иссле­дователей1. Цель этой публикации — выявить специфику понимания Максимом этого понятия применительно к сфе­ре онтологии.

То, что Максим именует логосом сущего или логосом тварной вещи, во многих случаях представляет собой ана­лог платоновской «идеи». Уже в среднем платонизме идеи начинают пониматься как мысли в уме бога-демиурга и ран­нее христианское богословие наследует эту традицию. Для Максима всякая тварная природа существует сообразно не­коему «логосу», понимаемому как помысел или воление Бога о конкретном сущем2. Применительно к логосам сущего в системе Максима возникает ряд вопросов. В частности, неясно каков онто­логический статус логоса и как логос сущего соотносится с тварной сущностью3. Дело в том, что хотя онтологически логос принадлежит божественной природе, функциональ­но он представляет собой мостик между божественной ре­альностью и реальностью тварной.

1 См.: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915; переизд.: М., 2003. С. 62 - 64; Dalmais I.H. La theorie des 'logoi' des'creatures chez S. Maxime le Confesseur // Revue des sciences philosophiques et theologiques. 1952. № 36. P. 244-249; Sherwood P. The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma, 1955. P. 166 -180; von Balthasar Hans Urs. Cosmic Liturgy. The Universe According to Maximus the Confessor. San Francisco, 2003. P. 115-136; Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 76 - 84; Karayannis V. Maxime le Confesseur. Essence et energies de Dieu. Paris, 1993. P. 201 - 231; Larchei J.-Cl. La conception maximienne des energies divines et des logoi et la theorie platonicienne des Idees // Philotheos. 2004. № 4. P. 276 - 283; van Rossum J. The Aoyot of Creation and the Divine «energies» in Maximus the Confessor and Gregory Palamas // Studia Patristica, 1993. 27. D. 213 - 217; Петров В.В. Максим Исповед­ник: онтология и метод в византийской философии VII в. М., 2007. С. 19-24.

2 Представление о том, что логос сущего есть воление Бога о твари, Максим усвоил от пс.-Дионисия, которого цитирует в О труд­ностях. VII (Patrologia Graeca [далее - PG] 91, 1085АВ) (см.: Преп. Максим Исповедник. О различных недоумениях у св. Гри­гория и Дионисия / рус. пер. и прим. архимандрита Нектария. М., 2006). Ср. пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных име­нах/пер. Г.М. Прохорова [далее - БИ]. V, 8 (188,6 - 10, 824С): «Первообразами же мы называем единенно предсуществующие в Боге и творящие сущность логосы сущих, каковые богосло­вие называет предопределениями и божественными и благими волениями, разделяющими и творящими сущее, в соответствии с которыми Сверхсущественный все сущее и предопределил, и вывел в бытие», а также схолия (PG 4, 329D-332A) к этому ме­сту: «Платон рассуждал об идеях и первообразах вульгарно и недостойным Бога образом; отец же, воспользовавшись этим термином, разъяснил мысль благочестиво. Он говорит о боже­ственных волениях как о разделяющих и творящих, потому что, с одной стороны, Бог все осуществляет и творит одним только хотением, а с другой стороны - потому что сущее было созда­но разнообразным и различным. И заметь, что прообразами он называет «единенно предсуществующие в Боге и творящие сущность логосы сущих, или предопределения»; БИ 7, 4: «Ло­госы всякой природы пребывают в [Боге Слове] как в Причи­не всякого созидания. Благодаря Ему ведь всё. Ибо идеи и про­образы находятся в Нем не как нечто инородное, но являясь вечными Его помышлениями и логосами, творящими всё, то есть природу».

3 Как замечает Караяннис, отношение бытия тварных сущных и бы­тия Бога составляет фундаментальную проблему не только для христианского богословия, но и для философии вообще (см.: Karayannis V. Op.cit. P. 107).

Tags: /olgaw, Максим Исповедник, логосы
Subscribe

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…