gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

остановиться и оглядеться 5

А я все о своем. Внимательное оппонирование otgovorki помогло выявить кое-какую невнятицу. За оппозицию «движение – остановка», «деятельность – созерцание», «волевое самоопределение – непоспешание с таковым» я все-таки держусь. И делаю – в порядке, скажем, жизненного, на себе, эксперимента – выбор в пользу второго. И хочу продумать (ведь в полном соответствии с выбором и это решение не может быть определенным и окончательным) все «за» и «против». Но тут-то и нужно потщательней разобраться, о чем, собственно, речь.
«Действием» обычно называют внешнее действие, действие, выраженное внешним образом и обращенное вовне – на изменение окружающего мира. И альтернативой установке на такое действие является обращенность внутрь себя, самососредоточение. Образцы такого «поворота внутрь» хорошо известны. Из ярких примеров этой оппозиции можно вспомнить то, что писал Дм. Мережковский о св. Серафиме: царства рушатся, народы сцепились в смертельной хватке, а он себе на пенечке стоймя стоит и молится («Последний святой»). Но типологически, в отношении к этому повороту, по одну сторону с Саровским святым можно поместить и Диогена, и Гуссерля ("эпохе" - не о то ли же самом?), и каких-то ученых, поэтов, художников…
Но и во внутренней жизни можно развести деятельное начало (мыследействие, молитву-действие) и созерцательное, нецелевое, не спешащее утвердиться на чем-то, самоопределиться, во всем подозревающее ограниченность. Здесь нужно со всей определенностью (вот те на, какое слово вылезло – ну и пусть!) признать, что речь идет о самоопределении по отношению к Главному, Важнейшему – иначе нечего и огород городить. В метафорике войны, очень даже в этом случае уместной («невидимая брань»), отказ от действия есть «постановка вопроса» об отпуске, об отсрочке призыва, которая в разгар боевых действий (а когда его нет в «невидимой брани»?) так похожа на дезертирство!
Что же все-таки можно надумать в пользу, в оправдание такой недеятельной альтернативы?
Во-первых, за этим – трезвая оценка неготовности. К чему? Да вот к какому-то решительному скачку, к разрыву, к окончательности («конец» – это всегда страшно). К сдаче дома с не доделками («строитель ведь ты не достроил крыши, не посадил на нее конька!»).
Речь идет о растягивании акта в путь.
Во-вторых, другое «растягивание»: полюса себя и полюса Его. Конец-то пути в отношении Него предопределен и, значит, и для меня задан; он (конец) только в отношении меня «болтается». Здесь явное противоречие, но как и возможно ли его устранить, я не знаю – ведь оно и в Евангелии присутствует: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И тогда «отпуск», позволение подумать и посомневаться, поразглядывать «других богов», – не «самоволка», он испрошен и получен. (Мандельштам писал: «Культура – вольноотпущенница христианства»).
Вспоминаются евангельские мотивы, вроде бы «имеющие отношение».
Ну, во-первых, про «работников 11-го часа» – вечный расчет на щедрость и милосердие. И вечное оправдание душевной лени.
Во-вторых, тема бодрствования. Кто спит и кто бодрствует? В чем – бодрствование?
Tags: /kosilova, бодрствование, действие, невидимая брань, самоопределение, созерцание, сон
Subscribe

  • что важнее?

    Рассела... отчасти изумляли, а отчасти возмущали попытки Витгенштейна убедить его "со всей серьезностью, что лучше быть добрым, чем умным".…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Бог как отсутствие

    Ставил я когда-то, и не один раз, вопрос о проторелигиозности, т.е. о том первичном качестве или склонности, или способности... , из которой, в ходе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments