"умная толпа"
Недавно в одной дискуссии была ссылка на книгу с любопытным названием "Умная толпа". Заинтересовавшись, я даже скачал ее (из "Библиотеки Гумера"). Читать, правда, поленился. Но вот некоторые мысли, возникшие по ассоциации с названием. Всегда были "умные" (знающие, умеющие) и не имеющие этого преимущества. И всегда перед первыми стояли вопросы: делиться или не делиться, если делиться, то с кем и в какой мере? Тут могут быть два рода резонов. С одной стороны, делиться (учить) нужно, чтобы иметь помощников - с дураками, невеждами и неумехами дела не сделаешь. С другой стороны, лишаешься преимущества (при корыстном отношении) и создаешь возможность профанации: толпа умной быть не может. В прошлом вопрос решался в пользу ограниченного доступа к учению: "своих" в том или ином смысле и тех, которых хватит сил обучить как должно. В наше же время ситуация, кажется, радикально изменилась. Во-первых, знание и деятельность, требующая знаний, так разрослись и усложнились, что невозможно что-то делать в одиночку и даже малыми силами, приходится участвовать в системе разделения труда. "Умных" должно быть много. Более того, какие-то степени "учености" и "умелости" нужны каждому от всех остальных; жить в окружении глупой и невежественной толпы опасно. Во-вторых, "джин уже выпущен из бутылки" - всеобщая грамотность лишает возможности ограничить распространение образованности, даже если это "полу-" или "квази-" образованность. К этому можно (и приходится) отнестись как к неизбежному злу - одно из обличий Конца. Но есть все-таки и другой аспект ситуации, открывающий возможность противостояния этой тенденции. Ведь в чем суть профанации, злоупотребления знанием? В том, что это - усвоение знаний и умений (техник) без духовного труда и роста. Неравенство, иерархизм в сфере духа не столько врожденны, сколько плоды душевного и духовного труда. Или, точнее, так: при врожденности (от Бога) дарований всякому оставлена возможность роста. По-христиански, во всяком случае, вроде бы так.