gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 140: сиротство в отдельно взятом Приморье

Что я до сих пор делал? То с той стороны зайду, то с этой, всё важно и требует внимания. А нужно еще и видеть целое. Как все распределяется, увязывается, управляется. Как управленческие решения, изменения в законодательстве и организации сказываются на судьбах отдельных детей, семей, учреждений. От кого что зависит. Как и что меняется и куда движется…
Россия очень уж велика и разнообразна. Решил взять одну какую-нибудь область и попробовать сделать такое полное исследование для нее (а потом еще для двух-трех, по возможности разных), тем более, что, если дело дойдет до программы практического переустройства, то это и уместней, и реальней начинать на региональном уровне.
Очень подтолкнуло в этом направлении то, что в моем распоряжении теперь полная региональная статистика. (Буду указывать, откуда, из какой формы отчетности взял цифру, чтобы меня могли проверить).

По некоторым причинам выбрал для начала Приморский край.
Карту для красоты и напоминания, что это самый дальний российский восток, помещу, но общих сведений давать не буду, только по ходу движения и мере нужды.




Поскольку мы все-таки о сиротах, то самые первые вопросы – сколько их, откуда берутся и как устраиваются-распределяются.

Я пока беру только самые последние цифры, за 2012 год. Но в базе есть данные начиная с 1999 года, так что будет возможность и динамику посмотреть.

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец отчетного года – 12696. Это все такие дети, где бы они на момент учета ни были – в учреждениях, семьях, в профессиональных учебных заведениях на государственном обеспечении или ожидали, когда их куда-нибудь устроят. (1-рик,  раздел 1, строка 36).
Вторая важная цифра: 1493 – столько было «выявлено и учтено» в отчетном году. Она складывается из выявленных (1429) плюс оставшихся неустроенными, «на руках» у органов опеки (64).
Вот здесь надо задержаться. Слова «выявлены», «учтены» не случайны, такова по Семейному Кодексу первейшая задача органов опеки и попечительства (далее для краткости: органов опеки, опеки): выявлять и учитывать. Все, кто имеет дело с детьми – учителя, врачи и любые граждане, – обязаны сообщать в опеку о детях, оставшихся без попечения родителей.
У опеки – три дня на то, чтобы проверить информацию и «обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве». И дальше начинается работа по устройству ребенка – о чем позже.
Теперь, кто это «дети, оставшиеся без попечения родителей», откуда они берутся?
Наиболее полный перечень оснований для отнесения ребенка к этой категории дан в Федеральном законе 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
«Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке».

Смотрим статистику об источниках пополнения сиротства.
Из 1429 выявленных за год детей-сирот 179 (1-рик, 1, стр. 3).
Из 1493 всех учтенных на конец года отказников – 132 (1-рик, 1, стр. 40).
В другом разделе (2, стр. 1-5), находим данные о лишении и ограничении родительских прав в отчетном году.
Детей, родители которых лишены родительских прав – 1118, в т.ч. оба родителя или единственный родитель – 765.
Детей, родители которых ограничены в родительских правах – 157, в т.ч. оба родителя или единственный родитель – 132.
Детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей – 64.

К сожалению, совершенно четкой картины, в которой было бы ясно, из каких источников и в каком количестве поступают в сироты дети, не получается, поскольку в этой статотчетности (Минобра) не представлены некоторые случаи, когда детьми приходится заниматься органам опеки, но родители прав не лишены и в правах не ограничены. Но в грубом очерке ясно: около 70% – дети, отобранные у своих родителей (я сложил строки 2, 4 и 5 и поделил на 1429). Обычно для России называют цифру 80%, но надо еще понять, как она рассчитана.

Для меня еще важны впечатления от начала работы со статистикой. Не буду давать категорических оценок – статучет дело трудное, и я еще не приспособился. Но одно скажу уже сейчас: оформление статистики и ее организация не user friendly, не рассчитаны на использование в публичных обсуждениях проблем сиротства и вообще образования. Непонятно распределение данных по разделам, не всегда прозрачные формулировки и группировки категорий. Есть инструкции, но они рассчитаны больше на тех, кто заполняет формы, чем на тех, кто эти формы читает.
Вероятно, эти замечания не в адрес составителей базы. Но в реформированной системе нужна служба информации, ориентированная на тех, кто информацией пользуется.
Tags: Россия, дети, статистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments