gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 135: снова о ПМПК

Есть что нового сказать по теме, которую я уже затрагивал – ПМПК, Психолого-медико-психологические комиссии, и проблема гипердиагностики. Напомню, в чем там суть дела.
Ребенок, отстающий в развитии из-за органического дефекта, требует к себе особого внимания, особой, коррекционной, педагогики. Иногда и особых условий содержания – в специальном интернате под наблюдением врачей. Во многих, однако, случаях он может жить и дома, проходя наблюдения и коррекционные занятия амбулаторно. И учиться он может либо вместе с обычными детьми (это называется инклюзия, включение), или в особых же учреждениях или классах.
Наконец, очень важное обстоятельство, касающееся детей из неблагополучных семей и детей-сирот в детдомах: у них часто бывает отставание в развитии не от органического дефекта, а от педагогической запущенности – попросту говоря, с ними мало занимались.
Вопрос о том, к какой категории относится ребенок, куда его определить и как с ним работать педагогам, решает эта самая ПМПК.
А теперь проблема. Она складывается из нескольких обстоятельств.
1. Ненадежность диагнозов, которые ставят ПМПК – от недостаточного профессионализма и от неотработанности процедуры. Говорят, что диагноз выносится на основании получасового разговора, в ходе которого едва ли отличишь органический дефект от педагогической запущенности. Отсутствие контроля и затрудненность пересмотра принятых решений.
2. Неразвитость у нас доступной амбулаторной помощи, которая позволила бы детей с дефектами содержать в домашних условиях.
3. Неподготовленность школ к инклюзивному образованию, которое требует и компетентных учителей, и особых условий.
4. Перегруженность и бедность специалистами и условиями коррекционных интернатов, которые иногда превращаются в «хранилища» инвалидов, где никакой коррекционно-педагогической работы не ведется.
5. Стигматизирующие последствия диагнозов, влекущих за собой ограничения на выбор образования и работы.
6. Все сказанное выше может относиться и к ситуациям, когда диагноз ставится ребенку, живущему в родной семье. В этом случае у родителей есть возможность с ним не согласиться, требовать пересмотра, не отдавать ребенка в интернат вопреки диагнозу и т.д. Хуже дело детдомовцу, у которого меньше шансов на внимание и защиту. И наоборот, для администрации – это соблазн избавиться от трудного, странного ребенка, признав с помощью ПМПК его ненормальным и отправив в специнтернат. Поломав, в случае гипердиагноза, его судьбу.
Я не знаю, насколько распространена гипердиагностика, много ли у нее жертв, не проверял. Те, кто в теме, кричат о чудовищности ситуации.
Собственно, то новое, что я хотел сообщить, это появление фильма Елены Погребижской «Мама, я убью тебя», снятого в Колычевском психоневрологическом интернате (в Московской области) – о детях, которых «за баловство и подростковое бунтарство система наказывает психбольницей и нейролептиками». Цитата – из отчета о бурном обсуждении фильма в Центре документального кино.
Еще до этого обсуждения фильм посмотрела вице-премьер Ольга Голодец, ужаснулась и велела всё проверить и «ужесточить контроль». А на обсуждении в Центре «главный детский психиатр Минздрава России Евгений Макушин, побывавший в Колычевском интернате, под гул зала сказал, что у всех детей в этом интернате диагнозы подтвердились».
И последнее (пока): на сайте http://pmpkmsc.ru/ объявлено публичное обсуждение того, какой должна быть московская ПМПК – с таким списком тем:
«Организационная модель ПМПК Москвы»
«Регламент межведомственного взаимодействия ПМПК, бюро МСЭ, учреждений соцзащиты и здравоохранения»
«Региональное положение о ПМПК»
«Номенклатура и рабочая документация специалистов ПМПК»
«Этический кодекс специалистов ПМПК»
«Стандарт деятельности ПМПК»
«Профессиональные стандарты специалистов-экспертов ПМПК»
«Система менеджмента качества ПМПК»
Tags: Россия, больные дети, дети, медицина
Subscribe

  • Невидение проблемы как коммуникативный забор

    «Заборов», разделяющих людей и не дающих им понимать друг друга — подчеркиваю, не соглашаться (без этого можно общаться), а именно понимать — много.…

  • ... а караван идет вперед

    Продолжаем начатое. Таня завтра едет в лагерь, организованный ею для лучших слушателей ее онлайн-школы, которых она благословляет не только на работу…

  • как судить революцию

    Мыслестимулами к новому шагу мысли стали игра, с которой только что вернулся, и пост в фб философа Анатолия Ахутина, который из Киева с гневом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments