gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 134: что происходит с детдомовцами после

kiprian_sh напомнил мне о существенном пробеле в моем комплексном исследовании проблем сиротства, задав вопрос: Вы касались вопроса о статистике, того, какое будущее ждет выходцев из детских домов? Об этом много говорят (что большинство становятся преступниками, или, во всяком случае, оказываются неприспособленными к нормальной жизни), но есть ли реальная картина? Я ответил, что пока не знаю – выясню. Выяснил вот что.

  1. В официальной сиротской статистике Минобразования такого раздела нет.

  2. По самым разным текстам гуляют цифры будто бы от Генпрокуратуры за 1999 год: успешно социализируются лишь около 10%  выпускников, 40%  становятся алкоголиками и наркоманами, 40%  пополняют преступный мир, 10%  заканчивают жизнь самоубийством.

  3. У Генпрокуратуры есть статистический портал, довольно интересный, но не такой степени дробности показателей (пока?), чтобы там были выделены выпускники детдомов. То же относится к статистике на сайте МВД. Возможно, что такая статистика и есть, но как ее получил тот первый автор, у которого потом стали списывать все остальные, неведомо. Мне этот феномен гуляющей по интернету статистической туфты хорошо знаком.

  4. Не встречал я и исследований (как в Америке), посвященных всестороннему изучению судьбы выпускников детских домов. Немногое, что мне попадалось, во-первых, сделано на небольшом материале, во-вторых, нацелено на выявление психологических характеристик, влияющих на судьбу не прямо и не жестко, типа «жизненных ориентаций».

  5. За одним счастливым исключением, о котором я только что узнал – но это исследование только начато. По инициативе Натальи Степиной, много лет занимающейся помощью бывшим детдомовцам в социализации и сталкивающейся с общественным их неприятием (стигматизацией), начат сбор данных о выпускниках конкретных домов в разных регионах России. Наталья так ясно излагает свою позицию и свои мотивы, что лучше всего ее процитировать

«Официальная статистика вбивает в головы тысяч людей неизменные цифры об их почти тотальном неблагополучии (якобы только 10 процентов выпускников в состоянии социализироваться, остальные уходят в криминал, наркоманию, суицид). Кто и когда "посчитал" всех выпускников, кто отвечает за эти повсеместно цитируемые цифры, кто знает, что происходит на самом деле? Именно в этих вопросах мы и хотим разобраться в первую очередь.
Сообщество создано инициативной группой, в которую входят специалисты, много лет работающие с детьми и выпускниками детских домов, и сами выпускники.
Мы не верим цифрам старой статистики, мы считаем, что существующий миф дискредитирует тех, кто волей судьбы вырос в детском доме. Наш опыт говорит совсем о других процентах. Мы хотим знать, каковы ситуация на самом деле.
У нас есть ресурсы и желание приблизить ситуацию к реальности. Будем рады единомышленникам».

«Мы хотим, чтобы люди видели в детдомовском ребенке не потенциального преступника или иждивенца, тотально искалеченного «фашистской» системой, а ребенка, попавшего в трудную ситуацию, с потенциалом, не худшим, чем у «обычных» детей, но имеющего меньшие возможности. Часть детей (и дай бог, чтоб немаленькая часть) уйдет в семьи, где их возможности расширятся в разы. А часть детей останется в системе, и многие из них, вопреки антигуманности этой системы, вопреки ее «уравниловке» и прочему, реализуют свой шанс «остаться людьми» и выйдут в мир с позитивными намерениями строить свою жизнь. Вот этих, вышедших в мир, выпускников пусть этот мир встретит сочувствием, уважением и предложениями, расширяющими возможности (то, чего им так не хватало в детдомовском детстве). А не отвращением или нелепым восхищением. Вот чего мы хотим».

  1. И наконец, последнее, для полной ясности. Наталья Степина и ее единомышленники подчеркивают, что они никак не против семейного устройства и не защищают систему детских домов. Просто, раз есть эти дома и есть выпускники, то… см. выше. Я тоже не против семейного устройства, о чем многократно говорил. Но я таки защищаю детские дома, не наличное состояние, а возможности интернатов, которые, на мой взгляд, могут развиваться и стать частью общей системы устройства детей, которые остались без родной семьи. А для того, чтобы это развитие, преобразование осуществлять, нужно, конечно, исследовать реальные недостатки интернатной системы, то, чего она не дает детям и что приходится восполнять последующей работой с выпускниками.


Tags: Россия, детский дом, статистика
Subscribe

  • классическое и развивающее образование

    Полагаю, что эта книга - "История русской школы" Любжина - много еще материала даст для обдумывания. Вот еще одно интересное замечание:…

  • логика и жизнь

    Почитываю "Логику" Челпанова. Зачем? Чтобы терминологию логическую получше узнать - встречается в текстах. Не как пособие по мышлению. А…

  • Что такое скандал

    Готовясь к "докладу" о Шифферсе на встрече с театром, задумался. Спросил при встрече сестру - что она понимает под скандалом. Ответ:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments