gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

капитанское доказательство бытия Божия

В дискуссии, развернувшейся вокруг тезиса rechi_k_bogu о глупости атеизма dennet высказался в том духе, что это слишком прямолинейно, вроде известной фразы из "Бесов" Достоевского. И я задумался, а что, в самом деле, хотел сказать этот капитан, или ФМД, или Ставрогин, оценивший мысль. Там, напомню, разговор Петра Верховенского с Ник. Всев. Ставрогиным. Петр:
А впрочем вот еще анекдотик: тут по уезду пехотный полк. В пятницу вечером я в Б-цах с офицерами пил. Там ведь у нас три приятеля, vous comprenez? Об атеизме говорили и уж разумеется, бога раскассировали. Рады, визжат. Кстати, Шатов уверяет, что если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма. Может, и правда. Один седой бурбон капитан сидел, сидел, все молчал, ни слова не говорил, вдруг становится среди комнаты и, знаете, громко так, как бы сам с собой: "Если бога нет, то какой же я после того капитан?" Взял фуражку, развел руки, и вышел.
- Довольно цельную мысль выразил, - зевнул в третий раз Николай Всеволодович.
- Да? Я не понял; вас хотел спросить.

Ближайший-то смысл, пожалуй, ясен: Бога нет - нет порядка, который "седому капитану" представляется в виде пирамиды с Царем наверху, а ниже - по Табели о рангах. Нет Бога - некому подчиняться, "все позволено", как у того же ФМД в другом месте. Поэтому с атеизма надо и бунт начинать. Это и Петруше понятно. Но чего-то он все-таки не понимает, в терминах rechi_k_bogu - глуп.
"Чин" - это не только из административного лексикона, это и богословский термин. Чин (ταξις) - порядок, строй, и место в этом порядке, в иерархии. Дионисий Ареопагит писал о "небесной" и "церковной" иерархиях. Есть чины ангельские, есть чины монашеские. Близкий по смыслу термин "сан" (αξια) - однокоренной с αξιος, достойный.
Т.е. фраза капитана указывает (помимо его разумения) на иерархическое начало вообще, на само присутствие в мире разноуровневости, "вертикали" - в нравственном, эстетическом, собственно религиозном или каком-то еще смысле. Без Бога - всё равно. Почему?
А вот представим себе самозамкнутый и самодостаточный мир, вроде того, о котором Парменид писал. В нем нет ни движения, не различий, или (будем не так радикальны) эти различия не носят качественного характера. В нем ничто не выше и не ниже другого. Но ведь в мире без Бога - т.е. без Сущего, которое инокачественно миру, трансцендентно ему - так все и есть. САМО ПО СЕБЕ всё равно и все равны, неравенство субъективно в восприятии (кому арбуз, а кому свиной хрящик) или искусственно в действительности (от людей).
Вот здесь - точка первичного расхождения, еще до деления на злых и добрых и т.д. А как, за счет чего происходит это расхождение - за счет ума, сердца, воли, вкуса или чего-то еще, или всего вместе, или вообще еще до рождения, "где мы узнаны и развязаны для бытия"...? Но вот тут, по-моему, корень всего.
Устами капитанов глаголет истина?</lj>
Tags: /ivanov_petrov, /kosilova, /rechi_k_bogu, /zolotoe_serdse, Бог, Достоевский, атеизм, иерархия, порядок
Subscribe

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Аристотель - Достоевскому

    "Нужно рассмотреть, каким способом имеет природа целого хорошее и наилучшее - как нечто отделенное и [существующее] само по себе или как…

  • Связалось

    Бог там, куда Его пускают (хасидская притча). Для меня положительный смысл страдания в том, что оно пробивает вот этот наш устоявшийся контур…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…