История московского и открытого в 1770 году Петербургского (и нескольких губернских) воспитательных домов и славная самоотверженными усилиями, и несчастная ошибками и бедами, и поучительная находимыми средствами их исправления. Не буду торопиться, расскажу ее в несколько приемов.
Моими источниками, кроме статей Брокгауза, были «Краткая история Императорского Московского Воспитательного Дома» В.Красуского (1878) и статья «Воспитательные дома в России» А.И-ва (1890). Последняя особенно хороша своей аналитичностью. Получил я еще и «Материалы к истории…» обоих столичных домов, но в них влезать уже не стал, только сканировал оттуда портрет Бецкого и текст инструкции Главному надзирателю, который тоже покажу как вещдок.
Бецкой, как впрочем и царица, был учеником энциклопедистов и Руссо, мечтателем о совершенствовании рода человеческого Просвещением. Он не только сапасал брошенных детей, он возлагал на них большие надежды. Главных идей – в этом именно духе – было две. Первая: стенами интерната отделить новое поколение от людей поколения старшего, «зверообразных и неистовых в словах и поступках». Вторая: образовать в России, помимо существующих сословий, новое, «среднее сословие», под которым он понимал прежде всего художников, учителей, врачей, ремесленников – людей просвещенных и живущих трудом.
В педагогике он был ревнитель общего образования и нравственного развития юношества.
Ну вот здесь самое место для одного из учредительных документов – текста инструкции. Удивительный документ – величавым слогом, возвышенностью мыслей, вполне в пару державинской оде. Привожу его почти целиком, без последней страницы, которую по ошибке забыла сканировать девушка Яна в Ленинке.
Маленькая цитата: "При взрослых девочках полезнее употреблять младших женщин, когда только благонравны, нежели старых. Свойство их веселости больше приличествует живости детской, нежели суровый вид старых, кои поступки приставников своих и хорошие качества перенимать будут, равно как и к худым привыкают, когда случаются таких поведений".