gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 127: детские дома семейного типа

Апдейт: уточнил с помощью gelievna стат. данные: в России не 28 детей, а 76 сейчас в 4-х детдомах семейного типа (не сразу разобрался в формах отчетности). Но, правда, существа дела это не меняет. Этой формы устройства, некогда считавшейся перспективной, сейчас в России практически нет.

Осталось рассмотреть еще одну форму устройства сирот – «детский дом семейного типа» (ДДСТ); его обычно относят к семейным формам, хотя юристы пишут об «организационно-правовой форме воспитательного учреждения». ДДСТ возникли раньше других семейных форм, в 1988 году. Из Постановления Совмина СССР: «Наряду с осуществляемыми мерами по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах необходимо использовать другие гуманные формы воспитания этих детей. Принципиально новой формой, предложенной Советским детским фондом имени В.И. Ленина, для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать детский дом семейного типа. Использование опыта работы таких детских домов позволяет активнее вовлечь в процесс воспитания детей широкие круги трудящихся, эффективнее реализовывать важные способы утверждения личности ребенка, и прежде всего труд, высокую нравственность, приобщение к культуре». Там, в этом Постановлении мало конкретики, но зато разворачиваются роскошные перспективы заботы государства о счастливом детстве: «детские городки и специализированные жилые дома с квартирами для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зональные проекты детских домов семейного типа с учетом местных природно-климатических, социально-демографических условий и опыта зарубежных стран»... Предприятиям предлагается «с согласия трудовых коллективов» строить городки за свой счет, вузам и комсомолу создавать студенческие строительные отряды. Министерству лесной промышленности поручается обеспечить ДДСТ специальной мебелью, Министерству торговли организовать снабжение нужными товарами, Минздраву – обеспечить организовать санаторно-курортное лечение, Академии Наук исследовать опыт ДДСТ, а творческим союзам и спорткомитету создавать студии, кружки и секции...
Нормы конкретизировались в положениях союзных республик о ДДСТ: принимать на воспитание не меньше пяти и не больше десяти сирот, так чтобы вместе со своими было не больше 12. Детям предоставляются разнообразные льготы, а "на воспитателей ДДСТ распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
«В СССР было создано почти пятьсот семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло четыре тысячи детей».
В современном российском законодательстве (в отличие, кажется, от украинского) ДДСТ как семейной формы нету, они «стали основой для появления такой формы опеки и попечительства как приемная семья. … Родителям-воспитателям предоставлена возможность самим определить, будет ли их семейный детский дом малокомплектным детский дом с действующим штатом сотрудников или станет приемной семьей». Сейчас на всю Россию по статистике в ДДСТ находится 76 детей в 4-х ДДСТ.
Не так на Украине. Там, в ныне действующем Законе об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки,  ДДСТ везде перечисляется в одном ряду с приемной семьей, отличается от нее только большим размером и воспринимается самими воспитателями как «большая семья» (именно так о своей «семье» говорила Ирина Кожухарова. Ну и совсем другая статистика: на 1 апреля 2013 года 767 ДДСТ, в которых воспитывается 5131 ребенок.

Это факты. А теперь – мысли. Для меня ДДСТ – замечательный аргумент в опровержение ложного противопоставления детского дома и замещающей семьи. Подчеркиваю: замещающей, т.е. искусственной, создаваемой как «протез» потерянной родной семьи. Родная семья – это феномен, заключающий в себе сущность мистическую, действующую и через биологию, и, наверное, через ту родовую «систему», о которой писали Флоренский и в наше время Берт Хёллингер, и через незнамо что…
А вот чем принципиально отличаются «приемная семья» или, наглядней, ДДСТ от государственного (или негосударственного, церковного, например) детского дома? Количеством детей? Но (1) небольшой детский дом и ДДСТ могут быть равновелики, (2) внутри большого детского дома никто не мешает создавать (и создают в Израиле, например, а теперь и у нас) маленькие «семейки», наконец, (3) и семьи были в прошлом, реже бывают и сейчас очень большими.
Да и вообще, величина ведь важна не сама по себе, а, как я понимаю, ради того, чтобы каждому ребенку уделялся максимум внимания. Я в своих родовых очерках писал о прапрадеде Леонтии Давыдыче, у которого было столько дочерей, что он путал их имена («Як вас до бису богато!»). А вот император Николай Первый по некоторым свидетельствам знал по именам не только всех офицеров своей армии (а их к 1853 году было 31 тысяча), но и некоторых нижних чинов, и принимал участие в их судьбе… Почему бы директору и воспитателям детского дома не быть внимательными к каждому воспитаннику? Это вопрос отбора и подготовки персонала.
Важное отличие нынешних работников детских домов от ДДСТ – то, что они живут отдельно от воспитанников, разве что берут их иногда в гости. Это неправильно, говорю я, и должно быть изменено. Внутреннее деление на «семьи» с жизнью семей воспитателей вместе с воспитанниками – одно из возможных направлений преобразования. Хотя и не обязательно повсюду.
И не надо про любовь. Она, как и дух по Евангелию, «дышит, где хочет».
Tags: Россия, Украина, дети, детский дом, семья
Subscribe

  • Новости онлайн-школы: 9-ое занятие

    Как всегда на подъеме. Особенно радует растущая активность слушателей: спрашивают, делятся впечатлениями, присылают видео со своими уроками, на…

  • Доспрошу про Афганистан

    gbook96 дал ссылку на интересный англоязычный ролик про неудачу США в Афганистане. Многое объясняет. Но все равно остаются вопросы: 1.…

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Новости онлайн-школы: 9-ое занятие

    Как всегда на подъеме. Особенно радует растущая активность слушателей: спрашивают, делятся впечатлениями, присылают видео со своими уроками, на…

  • Доспрошу про Афганистан

    gbook96 дал ссылку на интересный англоязычный ролик про неудачу США в Афганистане. Многое объясняет. Но все равно остаются вопросы: 1.…

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…