?

Log in

No account? Create an account
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
СИРОТЫ 119: американские уроки
аква 2
gignomai
Сразу же и итоги, благо после проделанной работы они сами собой высвечиваются.

Итог первый: американская фостерная система никак не может быть для нас образцом семейного устройства. Во-первых, потому что она вообще не про то, там, где она эффективна, у нее другая функция: быть временным приютом и местом реабилитации. Во-вторых, потому что она в ее нынешнем состоянии очень несовершенна, причем ее критикуют примерно за те же недостатки, что и недостатки наших детских домов. Обо всем этом я уже написал.
Правда, у нее есть некоторые достоинства, которые можно и позаимствовать. Я заметил два: 1) профессиональная подготовка и высокие требования (в норме, не знаю, насколько норма всегда реализуется) к фостерным родителям, и 2) большая и результативная работа по воссоединению ребенка с родной семьей. Наверно, поизучай я ее больше, нашел бы что-то еще.

Итог второй, безусловно позитивный. Это замечательно поставленное информирование общества - статистика, законодательство и т.д. И, как следствие широкое публичное обсуждение. У нас, к сожалению, информация имеет узко целевой характер: то, что нужно знать потенциальным приемным родителям. А вот мне, например, в эту категорию не входящему, приходится выкапывать по капле. Тогда как про далекую Америку я за несколько дней узнал почти всё.

Итог третий: многочисленные и всесторонние исследования этой области и общедоступность их результатов. У нас - ничего подобного.

Можно еще указать на многообразие форм сиротского устройства, разных инициатив, на продуманное законодательство и, кажется, эффективную единую систему управления и контроля, но здесь я не так уверен, знаю недостаточно.


  • 1
"У нас - ничего подобного".

Так поэтому совершенно и непотяно, какая система нам вообще может подходить. Только такая, какую навяжет существующий в данный момент режим.
Ведь любая социальная программа несовершенна и уж без обсуждения и информирования общества - как любая вообще может хорошо работать...

Когда я пишу "у нас - ничего подобного", то смысл: "А должно быть. Давайте делать".

Нуу, мне кажется, что для этого нужно, во-первых, понять причину почему в США так, а у нас наоборот (просто так ничего не бывает), а, во-вторых, иметь некоторый план - что, кому и как делать, чтобы было не ничего подобного, а что-то другое.

Да, нужно. Но опять-таки, такое "нужно" я понимаю не так, что раз этого нет, то ничего не получится, а так, что нужно это делать - понять и составлять план.

Просто мне кажется, что Вы коснулись важного, может быть, центрального вопроса всей темы. Ведь детдома, сделанные по одной и той же схеме, могут работать великолепно в одном регионе мира при общественном контроле и постоянном обсуждении и улучшении их работы, и безобразно – в другом регионе мира, где нет контроля и желания общества этим интересоваться.

А «нужно»… Да, нужно… Как я знаю, этот вопрос обсуждается уже минимум 25 лет – как заинтересовать российское общество российскими проблемами. Пока о каких-то планах или реальных предложениях я не слышал. Ну, может быть, плохо слушал.

Все верно, Алеша, связной программы и не было, либо риторика, либо истерика. Тем важнее думать и делать.

"высокие требования (в норме, не знаю, насколько норма всегда реализуется) к фостерным родителям"--
я близко знаком с работой одного фостерного агенства.
фостерные родители--святые люди.
многое зависит от наличия в обществе таких человеческих ресурсов.
работа агенства: выявление и подготовка их.

На основании своего знакомства с опубликованным материалом я бы все-таки сказал чуть иначе: фостерный родитель должен быть не только профессионалом, но и праведником (это, по-моему, здесь точнее, чем святой) и такие, слава Богу встречаются.

"профессионалом" его делает агенство.
а вот праведником (можно и так сказать, если под этим понимать талант самоотверженной любви) он должен ужЕ быть.
не перестаю удивляться, насколько таких (скрытых до времени) праведников много.

Да-да, конечно, любви не научишь, должен быть.
А в том, что касается любви - т.е. я полностью с Вами согласен: "самоотверженной любви", - тут есть одна тонкость, которую я намерен обсудить в связи с российскими аналогами фостера,т. наз. "приемной семьей" (в отличие от адопции, усыновления) и патронатом. От такого профессионального родителя требуется самоотверженная любовь именно христианского типа, агапе, которая, в отличие от любви кровных родителей не имеет права на ревность и неразрывность уз. Фостерный родитель не имеет права на слова, которые часто мать говорит ребенку: "я тебя никому не отдам" - он должен быть готов ОТДАТЬ родной семье или усыновителю, это его долг. Здесь, на самом деле, глуюочайшая метафизика агапе и эроса, по-моему.
Там есть и еще некоторые особенности отношений, о которых я напишу.

"не имеет права на ревность и неразрывность уз"--
именно это я и имел в виду.
уникальный контингент.
просто не знал раньше, что такие люди бывают.
(впрочем, для меня и известный мне, напр., случай усыновления, 6-х румынских детей, больных СПИДом--при том, что усыновительница не имеет к Румынии никакого отношения--тоже запредел)

Принимаю безоговорочно Ваше свидетельство.
Но хочу все-таки обратить Ваше внимание на то, что фостерная опека - массовое явление. И статистика (http://gignomai.livejournal.com/558526.html), и критики (http://gignomai.livejournal.com/559180.html) говорят о довольно распространенных недостатках и даже злоупотреблениях, а законодатели вынуждены учреждать суровый контроль.
Мне это важно, поскольку я обсуждаю то, как это сделать в России. Праведники есть и у нас (не считал, где больше), но "доверяй да проверяй". И у нас (кажется и в Америке тоже, но, думаю, меньше) есть еще такой "полупорок", как претензии фостерных родителей на то, что эти дети - уже ИХ дети, как в родной семье. В Америке то, что это не так, жестко прописано в нормах, и я хочу, чтобы в этом отношении у нас было так же. Иначе возникает много неприятных последствий.

характерно, что среди этих праведников есть и гомосексуалы.

а вот наши зоилы уверяют, что среди этих праведников много и торговцев: http://www.youtube.com/watch?v=YH0r9oDX8qk

Не только наши, но и американские (см. хоть англ. Вики foster care). Как и везде, есть и те, и другие (праведники), и третьи (гомосексуалы) :)

говорят, торговцев много и в Церкви.
как, впрочем, и гомосексуалов.
и с т.зр. Промысла это ха-ра-шо:
http://tugodum.livejournal.com/498768.html?thread=5943120#t5943120

Edited at 2013-06-17 02:43 pm (UTC)

  • 1