gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Проект Религиозно-Философской Академии Флоренского

Нашел у себя на полке документ времен самиздата. Снятые на фото с уменьшением четыре листа машинописи, наклеенные для удобства на страницы Плана издательства «Прогресс».
ПРОЕКТ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ АКАДЕМИИ В МОСКВЕ
Проект составлен в 1918 году о. Павлом Флоренским с кем-то, вероятно, в сотрудничестве.
Чем он, на мой взгляд, интересен?
Во-первых, это, по-моему, абсолютно актуальная, доныне не реализовавшаяся идея. Наверное, она и осуществима, если бы кто-то энергичный за это взялся. Я бы сам, будь помоложе, ринулся бы в такую Академию учиться.
Во-вторых, проект очень интересен перечнем предполагаемых к изучению предметов. Вот если ставить вопрос о том, что нужно (желательно) знать человеку для решения жизненно важных вопросов, для самоопределения, то по максимуму, наверное, это то, что перечислено в Проекте. И в частности, совершенно в точку пункт о духовной антропологии.
Другое дело, что тот, кто на это скажет, что жизненное самоопределение вообще не вопрос не только знаний, их полноты и глубины, будет, вероятно, прав. Но… и знания же могут помочь, особенно тому, кто привык к «головному» подходу к жизни.
Есть еще и третье обстоятельство, по которому этот текст побудил меня его опубликовать, но о нем в отдельной записи. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

§1. Религиозно-Философская Академия есть учено-учебное заведение, имеющее задачей изучение Религии в ее принципиальных основаниях и в ее конкретном историческом бытии. Такое изучение имеет приводить вместе с тем и к углубленному постижению Православия, а также как вселенского по своему религиозному охвату, а также к осознанию творческого самоопределения Родины на путях духовной культуры и предстоящих ей задач всечеловеческого делания.
§2. Основная задача Религиозно-Философской Академии распадается на ученую и учебную.
§3. Ученая задача осуществляется организацией исследований в области религиозной жизни и мысли чрез: а. привлечение и подготовку к совместной работе научных сил, причем возможны сотрудники, не принимающие участия в педагогической деятельности Академии, в. издание трудов и опубликование материалов по вопросам Религии и соприкосновенным, с. устройство вспомогательных научно-педагогических учреждений, как то кабинетов, музеев, лабораторий и т.п., для работы в области религиозной психологии, археологии, этнографии и под.
§4. Учебная задача Академии достигается устройством как систематических, так и эпизодических курсов лекций, организации семинаров и практических занятий по соответствующим областям знания.
§5. Местонахождением Академии назначается Москва, причем предусматривается распространение ее деятельности и за пределы Москвы – как устройством иногородних отделений или отдельных ученых учреждений, так и лекционных поездов и временных курсов при участии и местных сил.

ОРГАНИЗАЦИЯ АКАДЕМИИ:

§6. Общее руководство ученою и учебною деятельностью Академии принадлежит Совету, в состав которого входят члены-учредители и лица, удовлетворяющие ученым требованиям, применительно к общим правилам университетского устава и избираемые Советом. Персональный же состав Совета определяется учредителями Академии.
§7. Совету принадлежит также право приглашения преподавателей на отдельные курсы, известных Совету своими познаниями, но независимо от обладания учеными степенями, а также организация исследований и привлечение научных сил.
§8. Советом присуждаются ученые степени в области наук, входящих в круг ведения Религиозно-Философской Академии, по правилам применительно к соответствующим требованиям высших учебных заведений.
§9. Общее руководство хозяйственной жизнью Академии принадлежит Попечительскому Совету, выделяющему из своей среды для этой цели Правление. В состав Правления входят и представители Совета профессоров.
§10. Оплата труда в Академии должна производиться по общим нормам. В частности, вознаграждение профессоров определяется применительно к университетским штатам, а преподавателей – по особому суждению Совета и Правления.

НАУЧНАЯ ЧАСТЬ:

§11. Религиозно-Философская Академия имеет своим предметом Религию как таковую. Этим устанавливается сфера ее деятельности; дальнейшее строение этой области и ее подразделения определяются исходя из понятия Религии как таковой. Положительное или отрицательное отношение к тому или иному явлению Религии, к той или иной из религий или к их сторонам, включение или невключение той или иной частной дисциплины, организация новых, требования, предъявляемые к учащимся в Академии – все это в принципе определяется внутренним критерием Религии.
§12. Таким образом, основною задачею Академии является уяснение и углубление понятия Религии. Задача ее не задача конфессиональной школы, имеющей назначением подготовлять к пастырской деятельности, и не богословского факультета, для которого Религия есть только одно из явлений культуры, а именно религиозно-философская и религиозно-научная.
§13. Из этого положительного отношения к Религии как таковой вытекают и отрицательные требования: не безразличия к религиям, свойственного богословскому факультету, и не исключительного признания одной религии и интереса к одной религии, свойственного конфессиональной школе, а конкретного интереса к религиям и – потому – конкретной же оценки религий, располагающихся в различные иерархические системы.
§14. Положительное отношение к Религии тем самым ставит требование преподавателям и ученикам конкретного отношения к религии, т.е. к положительной исторической религии. Религиозно-Философская Академия не есть Академия Православная или Магометанская или Буддистская и т.д. формально; но содержательно она будет христианской и православной, в силу такого, что таковы именно ее деятели и в особенности учредители. Это не исключает полной свободы исследования и преподавания. Мыслимы и даже желательны преподаватели с иным конкретным отношением к Религии – инославцы и даже иноверцы. И они могут быть приветствуемы, как обогащающие и иногда углубляющие понимание Религии; но, так как в преподавании необходима согласованность основных оценок и углов зрения, то основные линии преподавания и исследования будут в Академии христианскими и именно православными. Это – не конфессиональность, не интерконфессиональность и не сверх-конфессиональность, а живое постижение сущности Религии в конкретном отношении к высшему проявлению Религии – христианству.
§15. Академия предполагает конкретное отношение к Религии, отсюда следует, что она не есть только учреждение, где читаются лекции, но и лаборатория, где исследуется религиозное сознание.
§16. Академия призвана не только преподавать, но и развивать науку, м.б., построить совершенно новые дисциплины о духе. Поэтому ей необходимо заняться исследованием той почвы, на которой и из которой вырастают явления Религии, т.е. вопросов того, что можно назвать высшей психологией или так называемого психизма. Анализ сознания в его основах, явления под- и сверхсознательной жизни, процессы творчества, сокровенные способности души и их развитие в зависимости от той или иной школы духовного упражнения, воздействие духовных сил на внешний мир, вообще вопросы духовной антропологии – все это должно подвергнуться изучению не только литературному, но и экспериментальному по возможности исследованию.
§17. Предметы, входящие в круг ведения Академии делятся на основные и вспомогательные. Список основных предметов преднамечается приблизительно так:
1. Религиозная философия (Основное богословие).
2. Литургика (как историческое и внутреннее постижение православного культа со стороны его религиозного, мистического и эстетического смысла).
3. Сравнительная литургика (феноменология культа).
4. Агиология (с агиографией) и аскетика (как познание религиозного пути и религиозного опыта святых).
5. Догматика.
6. Сравнительная догматика.
7. Ветхозаветное богословие.
8. Новозаветное богословие.
9. История догматического самоопределения Церкви (история догматического сознания).
10. История мистической литературы.
11. Психология религии.
12. Философия религии в историческом изучении.
13. История религий Востока.
14. История религий Запада.
15. Религиозное родиноведение, в связи с религиозным познанием славянства.
16. История русской философии (русского религиозного сознания).
17. Философия культуры (философия истории; философия хозяйства, государственности, общественности и т.д.).
18. История и философия искусства.

Вспомогательные предметы:
1. Латинский язык.
2. Греческий язык.
3. Еврейский язык.
4. Египетский язык.
5. Клинопись.
6. Еврейство, его верования, быт, чаяния.
7. Буддизм и индуизм.
8. Сектоведение.
9. История оккультных наук и современное положение вопроса.
10. Религии Дальнего Востока.
11. Натурфилософия.
12. Энциклопедия и философия математики и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

§18. В виду того, что проектируемая Академия, являясь учреждением совершенно нового типа, не располагает указаниями жизненного опыта и сама нуждается в организации соответствующих научных дисциплин и подготовке молодых научных сил, а кроме того возникает во время всеобщего переустройства русской государственной жизни и вероятного переустройства всей высшей школы, в частности в отношении прав, ею предоставляемых учащимся, – способы решения научно-педагогических задач, сейчас предполагаемые, не имеют окончательного характера и рассматриваются как предварительные. Религиозно-Философская Академия пока отказывается от устройства самостоятельной высшей школы и ограничивается организацией преподавания для желающих, которые могут, кроме того, состоять студентами высших учебных заведений.
§19. К слушанию лекций и участию в семинариях и практических занятиях допускаются по постановлению Совета лица обоего пола, без ограничения возраста, обладающие соответствующей подготовкой. Как общее правило требуется аттестат среднего учебного заведения, но возможны еще дополнительные экзамены (напр., по древним языкам). Допущение же слушателей лекций эпизодического и общеобразовательного характера может быть сделано более свободным и не связано с указанными требованиями.
§20. Количество как учащихся, так и сторонних слушателей определяется в соответствии с размерами помещений и возможностью организации преподавания и определяется Советом по соглашению с преподавателями.
§21. Для желающих из числа учащихся в Академии могут быть устроены экзамены по прослушанным предметам и зачеты по практическим занятиям и выдаваемы соответствующие удостоверения.
§22. Размер платы за слушание лекций и работу при семинариях устанавливается ежегодно Правлением. При Академии могут быть учреждены стипендии имени жертвователей. Назначение стипендий в виде особых пособий или освобождение от платы принадлежит Совету.
Tags: Флоренский, образование
Subscribe

  • Новости онлайн-школы: юбилей, 10-е. И зачем нужна музыка

    Через полчаса начнется 10-е занятие. Таня сосредотачивается, Ариша рассылает напоминания, что-то с роликами мудрует… Россия музыкальная…

  • Евклидомахия 5

    Не отвечаю персонально на комменты к предыдущей "махии", особенно объемные, но учитываю их в этом посте. 1. О знании. Знание всегда…

  • к демистификации формального

    Вот например. Говорят: "рубль должен работать". Но ведь это абсурд, работают люди, а не деньги. Так, но, с другой стороны, обладающий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments