gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 100: отказники и подкидыши

Двинемся дальше.
Общий вопрос: куда, как, чьим решением и по каким основаниям попадает ребенок, объявленный сиротой или «лишившимся родительского попечения» (дальше я буду их скопом называть «сиротами»)?
Существующие или возможные варианты соответствуют категориям, на которые разбиваются дети – по обстоятельствам их осиротения, по состоянию здоровья и, возможно, по каким-то другим соображениям.
Это – о детях уже объявленных сиротами. Есть еще категория детей, изъятых из семьи или оказавшихся вне семьи и временно размещенных в приют или социально-реабилитационный центр – о них отдельно.
Помимо самих детей, участниками рассматриваемой ситуации являются разного рода решающие и контролирующие инстанции – органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспектора полиции по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). А теперь еще кое-где и патронатные службы или специальные центры, где, как предполагается, работают специалисты, с разными названиями, но с общей задачей помочь с устройством ребенка в трудной ситуации.
Ну и сами места, куда помещают сирот, – семьи, семейно-государственные формы, общественные учреждения (типа церковных) и казенные заведения.
В первом приближении схематически это можно изобразить так:

Фотосайт со вспышкой: распределение сирот от gignomai
распределение...Flamber.ru

Но чтобы ставить вопросы, нужно, конечно, рассматривать этот переход раздельно для разных категорий детей. Эти категории я уже называл – повторю:

  1. Подкидыши

  2. Отказники

  3. Дети, отобранные у родителей, лишенных прав

  4. Дети, отобранные у родителей, ограниченных в правах

  5. Дети, временно изъятые из семьи в виду болезни родителей или трудной ситуации

  6. Дети, добровольно переданные на государственное попечение

  7. Дети родителей, лишенных свободы

  8. Беспризорные дети

  9. Дети-правонарушители.

И еще в каждой из этих категорий ребенок может оказаться здоровым (относительно) или больным. Для решения его судьбы существенно наличие или отсутствие заболевания или дефекта, требующих особых условий содержания, воспитания и образования.
Формулировки юридически не совсем корректные, т.к. лишение прав относится также к п. 1, а ограничение в правах – также к п. 5. Но смысл разделения понятен: причиной 3 и 4 является поведение родителей, признанное вредным или опасным для детей.
Чтобы не ограничивать постинг сухой систематикой, разберу первые два случая, чтобы больше к этой ситуации не возвращаться – этими детьми мы будем заниматься и знание их прошлого понадобится, когда мы встретим их позднее в разного рода сиротских учреждениях.

Итак, ситуация: женщина родила, а растить ребенка не хочет (не может). О морали не говорим, рассматриваем возможности – ее поведения и ответных действий окружающих.
Родить она может в роддоме или вне его.

Вариант 1, более благополучный: в роддоме.
Мать может быть одиночкой или замужней.
Если замужем, то родить может от мужа или другого.
Состояние в браке может быть фактическим или формальным; важный вариант – мигрантка, муж на родине, родила здесь от другого, иногда жертва насилия.
Подробно и заинтересованно эти и смежные ситуации обсуждаются женщинами, например, вот здесь.
Почему все это важно?

Отказники. В роддоме мать имеет право отказаться от ребенка. После этого он сразу попадает в банк данных на усыновление (и эти младенцы – самая усыновляемая категория), а пока – в дом ребенка.
Если она одиночка, без проблем. Но если замужняя – нужно согласие мужа. А если он далеко или неизвестно где, или к нему по каким-то иным причинам нельзя обратиться? В этом случае по закону (который иногда из милости обходят) мать с ребенком выписывают. И возникает новая ситуация – с большой вероятностью она ребенка подкинет.

Подкидыши. Подкидывают также родившихся вне роддома.
Сама форма подкидывания может быть разной – от чудовищной, без какой-либо заботы о том, чтобы ребенок выжил (фактически, убийство, которое тоже бывает), до приноса в больницу с вымышленным объяснением (нашла). В промежутке – подъезды, электрички и т.д. Я останавливаюсь на этом, потому что здесь есть организационный вопрос: ради спасения брошенных детей вроде бы должно быть «окно», куда можно отнести «найденыша» и где его примут, не настаивая на объяснениях. (В том же обсуждении ссылаются на Украину, где такие «окна» организовала Церковь).
Подкидыш, попавший в руки представителей государства – врачей или сначала полиции, – также направляется в дом ребенка.

С домом ребенка связаны две группы вопросов.
Во-первых, здесь (сначала в роддоме) его наблюдают врачи и ставят диагнозы, от которых зависит его последующая судьба.
Во-вторых, время пребывания в доме ребенка – это время формирования жизненно важных функций. И здесь – два вектора, два направления возможных действий:
1) возможно скорее вызволить его из дома ребенка, поместить его в естественные для развития условия семьи,
2) обеспечить, опираясь на детскую психологию и физиологию, максимально благоприятные условия для развития ребенка в самом учреждении.

Это стоит отдельного поста.


Tags: Россия, дети, семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments