Categories:

СИРОТЫ 99: начинаю инвентаризацию вопросов

То там копнем, то там – поле очень уж большое. Многое уже просматривается ясно – и в том, как сейчас дело обстоит, и даже в том, как сделать лучше. Но самое время собрать реестр всех вопросов – отвеченных, не отвеченных или отвеченных не вполне.
Упорядочиваю вопросы по этапам сиротского пути и звеньям системы.

1. Сначала о том, что приводит к утрате «родительского попечения» (официальный термин). Три самых весомых причины – смерть родителей, «отказы» в роддомах и отбирание детей у негодных родителей (из «неблагополучных семей»). Еще три – добровольная «сдача» ребенка родителями, которые «не тянут», болезнь родителей и отбывание ими наказания в соответствующих местах. В последних случаях ребенок часто лишается родителей на время.
Что по этому пункту нужно знать, понять и продумать?

1.1. Масштабы, статистику по всем «каналам осиротения», сейчас и в динамике. Это в целом не проблема – статистический учет ведется, информация собирается: есть форма 103-РИК, по которой все ведомства, имеющие дело с сиротами сдают цифирь, есть банки данных на детей, поступающих в учреждения и т.д. Не все самые свежие данные легко найти, не имея должностных полномочий, но имеющегося достаточно для осмысления. И точность не так уж важна для программирования реформы.

1.2. Систематика причин по всем каналам.

1.2.1. Смерть есть смерть, от нее не избавиться. Но, когда речь идет о сиротеющих детях, это обычно ранняя смерть, от причин, связанных с общественными бедствиями – алкоголизмом, наркоманией, преступностью, дурным медицинским обслуживанием и т.д. Надо бы изучить статистику смертности от разных причин (она есть в статсправочниках), но это выводит далеко за пределы темы сиротства. Для нас достаточно знать просто статистику «физического» сиротства, количество детей, у которых умерли родители; это не проблема.

1.2.2. «Отказники». Вот здесь знание всех причин и их веса важны, поскольку от них зависят возможность и средства работы с матерями, отказывающимися от своих детей – одно из направлений профилактики «социального сиротства». Причин можно назвать бесконечно много, как много разных жизненных ситуаций, но грубо и применительно к современной российской действительности можно выделить основные группы (они отчасти пересекаются):

  • незрелость матери, ее неготовность к материнству

  • социальная неустроенность, бедность

  • остро нежеланная беременность, например, в результате изнасилования

  • инвалидность ребенка.

Я не очень знаком с предметом, наверняка что-нибудь забыл, но мне  важно обозначить тип проблемы и возможные направления решения: работа с матерями, разные формы помощи им, от просвещения и утешения до материальной помощи матерям-одиночкам.
Один из вариантов «отказничества» – подкидыши. Он – особняком, потому что работа с матерью невозможна, остается позаботиться о ребенке, о чем в другом пункте.
К этому пункту относится такое направление деятельности, как сексуальное просвещение детей на предмет предупреждения беременности – во многих странах Запада вещь, кажется, уже вполне обычная, но в России встречающая сопротивление. Только помечаю, обсуждать не буду – других проблем хватает.

1.2.3. Отбирание детей у родителей. Предметы исследования и уяснения:

  • законодательство о лишении прав и ограничении в правах – российское, зарубежное и наше прошлое для сравнения; здесь очень важны промежуточные, обратимые формы, нацеленные на сохранение родной семьи

  • механизм принятия и реализации решения, участники – традиционные (органы опеки, суды) и новые (социальные педагоги, психологи и т.п.)

  • статистика (пока не смотрел, видимо, это надо искать в судебной статистике)

  • реальная практика подготовки материалов и судебных разбирательств – сходить бы надо на слушания, если они открытые

  • ну и отдельно нужно посмотреть данные о восстановлении в правах и отказов в восстановлении – статистику, мотивировки и т.д.

1.2.4. Добровольная передача детей на государственное попечение. Сталкивался с упоминанием такой возможности, но масштабов не знаю и плохо пока представляю, что это за ситуации – сгнившие семьи алкоголиков, сдающих детей без сожаления, или те, кто в очень трудной ситуации прибегает к помощи во благо детей. Нужна и статистика, и описание конкретных ситуаций.

1.2.5. Родители по болезни неспособны заботиться о детях, временно или навсегда. Случай бесконфликтный, думать тут нам особенно нечего, но масштабы знать нужно.

1.2.6. Родители в тюрьме или в лагере. Тут несколько вариантов:

  • есть родственники, на которых можно оставить детей – случай относительно благополучный, но вопросы есть: как возможны контакты, как сиделец-родитель помогает ребенку заработанными в лагере деньгами… ну, и статистика, как и везде

  • дети временно устраиваются в интернат или, например, патронатную семью – сравнение, количественное и качественное разных вариантов, те же вопросы о связях с отсиживающим срок родителем

  • младенцы в тюремных приютах, их содержание и контакты с матерями – отдельная огромная тема; по свидетельствам иностранных посетителей 90-х годов было ужасно, как сейчас, не выяснял.

1.3. Работа с неблагополучными семьями во имя их сохранения. Это – новшество самого последнего времени (т.е. что-то на этом месте было в советское время, вроде воздействия парткомов, месткомов, домкомов и просто соседей, но с одновременным разрушением этих реалий и катастрофическими процессами разрушения института семьи – изничтожилось). Требует внимательного и спокойного изучения (подчеркиваю: спокойного, потому что связано с очень конфликтными процессами вхождения в нашу жизнь «ювенальных технологий» и новых форм профессионализма – социальной педагогики и т.п.). Впечатление от первого знакомства такое: множество разноименных и различающихся деталями форм, у каждой российской области свои, при отсутствии единой прозрачной модели или типологии моделей с точным указанием целей и арсенала средств. Еще раз повторю мысль: разнообразие – хорошо, потому что многообразна жизнь, но должно быть единство идеи. В том числе и потому, что у всех применяемых форм должна быть единая правовая база в общероссийском законе.

На этом пока остановлюсь. Но вот хотя бы с такой степенью подробности предполагаю в ближайших постах прошагать весь сиротский путь до выхода в самостоятельную жизнь и еще посмотреть на все это сверху, с точки зрения общей организации, управления, исследовательского, идеологического и информационного обеспечения системы.