gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 99: начинаю инвентаризацию вопросов

То там копнем, то там – поле очень уж большое. Многое уже просматривается ясно – и в том, как сейчас дело обстоит, и даже в том, как сделать лучше. Но самое время собрать реестр всех вопросов – отвеченных, не отвеченных или отвеченных не вполне.
Упорядочиваю вопросы по этапам сиротского пути и звеньям системы.

1. Сначала о том, что приводит к утрате «родительского попечения» (официальный термин). Три самых весомых причины – смерть родителей, «отказы» в роддомах и отбирание детей у негодных родителей (из «неблагополучных семей»). Еще три – добровольная «сдача» ребенка родителями, которые «не тянут», болезнь родителей и отбывание ими наказания в соответствующих местах. В последних случаях ребенок часто лишается родителей на время.
Что по этому пункту нужно знать, понять и продумать?

1.1. Масштабы, статистику по всем «каналам осиротения», сейчас и в динамике. Это в целом не проблема – статистический учет ведется, информация собирается: есть форма 103-РИК, по которой все ведомства, имеющие дело с сиротами сдают цифирь, есть банки данных на детей, поступающих в учреждения и т.д. Не все самые свежие данные легко найти, не имея должностных полномочий, но имеющегося достаточно для осмысления. И точность не так уж важна для программирования реформы.

1.2. Систематика причин по всем каналам.

1.2.1. Смерть есть смерть, от нее не избавиться. Но, когда речь идет о сиротеющих детях, это обычно ранняя смерть, от причин, связанных с общественными бедствиями – алкоголизмом, наркоманией, преступностью, дурным медицинским обслуживанием и т.д. Надо бы изучить статистику смертности от разных причин (она есть в статсправочниках), но это выводит далеко за пределы темы сиротства. Для нас достаточно знать просто статистику «физического» сиротства, количество детей, у которых умерли родители; это не проблема.

1.2.2. «Отказники». Вот здесь знание всех причин и их веса важны, поскольку от них зависят возможность и средства работы с матерями, отказывающимися от своих детей – одно из направлений профилактики «социального сиротства». Причин можно назвать бесконечно много, как много разных жизненных ситуаций, но грубо и применительно к современной российской действительности можно выделить основные группы (они отчасти пересекаются):

  • незрелость матери, ее неготовность к материнству

  • социальная неустроенность, бедность

  • остро нежеланная беременность, например, в результате изнасилования

  • инвалидность ребенка.

Я не очень знаком с предметом, наверняка что-нибудь забыл, но мне  важно обозначить тип проблемы и возможные направления решения: работа с матерями, разные формы помощи им, от просвещения и утешения до материальной помощи матерям-одиночкам.
Один из вариантов «отказничества» – подкидыши. Он – особняком, потому что работа с матерью невозможна, остается позаботиться о ребенке, о чем в другом пункте.
К этому пункту относится такое направление деятельности, как сексуальное просвещение детей на предмет предупреждения беременности – во многих странах Запада вещь, кажется, уже вполне обычная, но в России встречающая сопротивление. Только помечаю, обсуждать не буду – других проблем хватает.

1.2.3. Отбирание детей у родителей. Предметы исследования и уяснения:

  • законодательство о лишении прав и ограничении в правах – российское, зарубежное и наше прошлое для сравнения; здесь очень важны промежуточные, обратимые формы, нацеленные на сохранение родной семьи

  • механизм принятия и реализации решения, участники – традиционные (органы опеки, суды) и новые (социальные педагоги, психологи и т.п.)

  • статистика (пока не смотрел, видимо, это надо искать в судебной статистике)

  • реальная практика подготовки материалов и судебных разбирательств – сходить бы надо на слушания, если они открытые

  • ну и отдельно нужно посмотреть данные о восстановлении в правах и отказов в восстановлении – статистику, мотивировки и т.д.

1.2.4. Добровольная передача детей на государственное попечение. Сталкивался с упоминанием такой возможности, но масштабов не знаю и плохо пока представляю, что это за ситуации – сгнившие семьи алкоголиков, сдающих детей без сожаления, или те, кто в очень трудной ситуации прибегает к помощи во благо детей. Нужна и статистика, и описание конкретных ситуаций.

1.2.5. Родители по болезни неспособны заботиться о детях, временно или навсегда. Случай бесконфликтный, думать тут нам особенно нечего, но масштабы знать нужно.

1.2.6. Родители в тюрьме или в лагере. Тут несколько вариантов:

  • есть родственники, на которых можно оставить детей – случай относительно благополучный, но вопросы есть: как возможны контакты, как сиделец-родитель помогает ребенку заработанными в лагере деньгами… ну, и статистика, как и везде

  • дети временно устраиваются в интернат или, например, патронатную семью – сравнение, количественное и качественное разных вариантов, те же вопросы о связях с отсиживающим срок родителем

  • младенцы в тюремных приютах, их содержание и контакты с матерями – отдельная огромная тема; по свидетельствам иностранных посетителей 90-х годов было ужасно, как сейчас, не выяснял.

1.3. Работа с неблагополучными семьями во имя их сохранения. Это – новшество самого последнего времени (т.е. что-то на этом месте было в советское время, вроде воздействия парткомов, месткомов, домкомов и просто соседей, но с одновременным разрушением этих реалий и катастрофическими процессами разрушения института семьи – изничтожилось). Требует внимательного и спокойного изучения (подчеркиваю: спокойного, потому что связано с очень конфликтными процессами вхождения в нашу жизнь «ювенальных технологий» и новых форм профессионализма – социальной педагогики и т.п.). Впечатление от первого знакомства такое: множество разноименных и различающихся деталями форм, у каждой российской области свои, при отсутствии единой прозрачной модели или типологии моделей с точным указанием целей и арсенала средств. Еще раз повторю мысль: разнообразие – хорошо, потому что многообразна жизнь, но должно быть единство идеи. В том числе и потому, что у всех применяемых форм должна быть единая правовая база в общероссийском законе.

На этом пока остановлюсь. Но вот хотя бы с такой степенью подробности предполагаю в ближайших постах прошагать весь сиротский путь до выхода в самостоятельную жизнь и еще посмотреть на все это сверху, с точки зрения общей организации, управления, исследовательского, идеологического и информационного обеспечения системы.
Tags: Россия, беда, дети, семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments