С моей точки зрения, расширение и усиление полномочий, предоставляемых специалистам, есть необходимость, обусловленная усложнением жизни. Со временем воспроизводство жизни и тем более развитие требуют все больших знаний и все большей технологической (в широком смысле, включая и гуманитарные технологии) оснащенности и изощренности. Отсюда - запрос на профессионалов в тех областях, где прежде обходились здравым смыслом и сердечной чуткостью. Никуда не деться, это нужно принять.
Но!
Нужно сознавать, что появление еще одной властной инстанции заключает в себе и большие опасности. Всякая социальная функция, всякая власть имеет тенденцию к экспансии за пределы, в которых она действительно нужна.
На вскидку сформулирую три ограничительных принципа.
1. Чем важнее вопросы, решение которых доверяют специалисту, тем выше требования к его профессионализму. Причем, когда речь идет не о машинах, а о людях, в набор требований к специалисту входят не только знания и умения (профессионализм в узком смысле), но и моральные качества. Подготовка и отбор - без этого никаких полномочий. На рынке услуг плохого специалиста выбраковывает конкуренция; в случаях типа патроната или соцработника в ювенальной системе отсев должен быть обеспечен иначе и максимально жестко.
2. Недопустима монополия на принятие жизненно важных для человека решений, нужно множественная система контроля, возможности пересмотра принятых решений. Мы уже обсуждали это в связи с Психолого-медико-педагогическими комиссиями (см. по ссылке комменты), ставящими диагнозы, предопределяющие судьбы детей.
3. Ну и, даже при соблюдении первых двух принципов, должны существовать табу, непреодолимые препятствия для выхода за пределы своих полномочий и вторжения без разрешения "куда не надо", в частности в жизнь семей, не давших для этого строго определенного законом повода. Никаких рассуждений типа того, что говорил известный ювеналист Кучерена - что, мол, приличным людям нечего скрывать и семейная жизнь должна быть прозрачна для внешнего контроля.
Вот так.