gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 90: уроки трудовой школы

Агрошколы как феномен, как некоторое спроектированное и не один раз успешно реализованное решение проблемы устройства, образования и воспитания сирот – это урок, из которого нужно сделать выводы.
Начну с того, что припомню все основные обвинения в адрес детских домов «как класса», и посмотрю, что с этим в агрошколах.
За основу можно взять достаточно полный список Л.Петрановской, дополнив его тем, на что указывали другие.

1. Несамостоятельность, отсутствие свободы выбора, за детей все решают, они ни за что не отвечают – вспомните самоуправление в интернате Католикова.
2. «Диктат безопасности», «обматывают ватой», поэтому, например, нельзя держать животных. – Животноводческие фермы. Уверен, есть и кошки и собаки. Да и вообще труд на земле и в животноводстве несовместим с чрезмерной опекой.
3. Маются от безделья. – Ясно, что мимо.
4. «Режимная жизнь». – Во время занятий и летней страды, наверняка, режим, как же иначе. Не вижу в этом ничего плохого, как и в том, что застолье - общее и по расписанию, как в хорошей семье. Но, конечно, должно быть и совсем свободное время, и возможность побыть одному; из интернетных рассказов об этом не узнал, но не вижу, почему бы с этим были проблемы.
5. Изоляция от внешнего мира, ограниченность выхода вовне и впускания к себе. – Не увидел я с этим проблем в агрошколах. К тому же, такой интернат - это ведь много детей и взрослых, небольшая деревня или городок с внутренними квартирами – в гости находишься вдоволь и вовне, и внутри.
6. Отсутствие личного пространства, нарушение личных границ. – Опять-таки не встретил сведений о наличии или отсутствии туалетов с кабинками, возможности переодеться не на людях или о том, стучатся ли перед тем, как войти в спальню. Но почему бы всему этому не быть как следует? С таким же постепенным нарастанием личной огражденности, как это происходит в хорошей семье.
7. Незнание внешнего мира, неверное о нем представление, в частности отсутствие опыта обращения с деньгами. – А банк в Сыктывкарском интернате? А приватизация типографии и магазина на заработанные деньги? Ездят много, смотрят, но, что важнее, вступают в деловые отношения с внешним миром. Хотя тут еще много неиспользованных возможностей…
8. Отсутствие «значимого взрослого», такого, каким в нормальной семье бывают мать и отец. – Но здесь ведь две вещи спутаны. Родную мать и родного отца не заменить, но их потеря уже свершившийся факт (в той мере, в какой он необратимо свершился). Согласимся считать усыновителей младенца равноценной им заменой (так ли это – отдельный вопрос, о котором в другой раз). Но все остальные формы «семейного устройства» на каком основании считаются лучше такого детского дома? Дело не в специально организованном «семейном» расселении – оно, скорее, тренинг в самостоятельной организации быта. Разве не очевидно, что здесь могут и должны быть по старшему другу у каждого ребенка (это может быть и один у многих, если хватит души)?
Чем так уж лучше «большая семья» с 255-ю детьми епископа Лонгина в Черновцах (православное воспитание пока во внимание не берем)? Или пансионы четы Бородиных и СОС-деревни?
Нет здесь существенных преимуществ, не нахожу.
Но есть одно принципиальное различие, я уже к нему подбирался. Уточню.
Наша задача состоит ведь не только в том, чтобы ребенок был здоров, сыт, одет, словом благополучен. Но и в том, чтобы его воспитать.
Так вот есть две стратегии воспитания. Они не враждебны друг другу, друг друга не исключают, а дополняют. Но все-таки в разных условиях, при разных установках какая-то одна оказывается основной.
В семье, особенно современной, с одним-двумя детьми, воспитание сосредоточено на нем единственном, на его особенностях, устремлениях, его личном пути развития.
В коллективе, таком трудовом коллективе, каким является, агрошкола, школа-хозяйство и подобные, всё сосредоточено на деле. В деле происходит воспитание, в нем же учитываются личные особенности по мере их проявления, каждому подбирается место по возможностям и склонностям, еще и доразвивают до большего, чем проявилось. Если рабочее дело и дело воспитания поставлены ответственно, то и «мониторинг» физического и душевного здоровья ведется.
Говоря о семье, я оговорился: в современной, поскольку крестьянская семья в прошлом больше напоминала агрошколу, чем современную семью… С индивидуальными настроениями и капризами возиться там было некогда. В своих «родовых» постах я рассказывал о прапрадеде Леонтии, у которого столько было дочерей, что он их по именам путал» «Як вас до биса богато!». Вовсе не хочу сказать, что так и надо – имен не знать (прабабка Екатерина небось не путала и характер каждой знала). Важен акцент на воспитании делом, нужностью другим людям.
Вот с этим вектором и нужно в первую очередь работать, по-моему.
Tags: Россия, детдом, дети, семья, труд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments