Хохотуй – село в Забайкалье, на берегу одноименной реки в 75 км к востоку от Петровска-Забайкальского. Основано в 1899 году. C 1926 по 1989 годы население выросло с 658 до 1931 человека (потом снова на сотню уменьшилось). Русские, в основном семейские. Известно тем, что там работали на заготовке древесины японские военнопленные. Поселок жив лестранхозом. А еще есть больница, библиотека, средняя школа и та агрошкола-интернат для детей «с недостатками в развитии», ради которой мы так далеко забрались.
Но информации о ней в интернете практически нет. Правда, на одном из сайтов большого энтузиаста трудовой школы Зиновия Тененбойма (фигура весьма причудливая) размещен в хаосе разных материалов довольно старый (середина 1990-х) текст, написанный тогдашним директором Анатолием Костантиновичем Пятковым. Он начинается содержательным рассказом о затеянной несколько лет тому назад и добившейся больших успехов агрошколе (в том же духе, что школы в Сыктывкаре, Красногородске и Багрянниках), а заканчивается сообщением о том, что школа гибнет от бедности, и обращением к власти с просьбой что-то предпринять для спасения – не только хохотуйского, но и других интернатов края.
Привожу его под катом целиком.
Трудовое и профессиональное обучение и воспитание детей-сирот с недостатками в развитии.
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, резко обострили решение вопроса о вступлении в самостоятельную жизнь наших выпускников, детей-сирот: Учитывая, что в нашей области нет специальных ПТУ для умственно отсталых детей, мы несколько лет назад взялись за решение вопроса профессиональной подготовки наших воспитанников своими силами. При этом мы исходили из возможностей материальной базы нашей школы, педагогического коллектива и социально-экономических особенностей района, а также области в целом. Наш Хохотуй – это маленький поселок железнодорожников. В нем около двух тысяч жителей и одно железнодорожное предприятие - лестранхоз. Район наш горно-таежный, со слабым развитием промышленности, с сельскохозяйственным уклоном. Ближайшее нам сельскохозяйственное направление в профессиональной подготовке решили осуществлять на базе школы. Для этого у нас была основа – собственное подсобное хозяйство. Оно имело в своем распоряжении 27 га пахотной земли, 25 га выпасов, 45 га сенокосных угодий. Содержалось до 27-30 голов крупного рогатого скота, 3-4 лошади, 18-20 овец, и 10-12 свиноматок. Укрепив своими силами материальную базу, мы преобразовали подсобное хозяйство в учхоз. Создали два учебных кабинета – один по животноводству, другой по овощеводству. Построили молочный цех с подсобным помещением, залом для машинного доения, где располагается индивидуальный доильный аппарат; приобрели 4 трактора, необходимое навесное и прицепное оборудование для сельхозработ.
В 1989/90 учебном году разработали свою программу двухгодичного обучения по совмещенным профессиям овощевод открытого (закрытого) грунта, оператор машинного доения, животновод. Она прошла экспертизу и с 1991/ 92 учебного года у нас в школе стал работать филиал ПТУ №10 г. Петровска-Забайкальского. В этом году мы сделали третий выпуск из ПТУ. На выпускных экзаменах присутствуют представители из Петровско-Забайкальского ПТУ, отдела народного образования. Наши воспитанники неплохо сдают государственные экзамены. Уровень их умений и навыков соответствует требованиям получаемых профессий. Учебные планы и программа 1-2 курсов ПТУ непосредственно связаны между собой и являются логическим продолжением трудового и производственного обучения детей в школе. Фактически структура учебно-воспитательного процесса, трудового и производственного обучения едина и взаимосвязана, начиная с 1 класса и до окончания школы. 1 и 2 курсы филиала ПТУ практически стали 11 и 12 классами профессиональной подготовки.
Школа из вспомогательной превратилась в коррекционную агрошколу-интернат с профессиональным обучением. Наши воспитанники получают документы об окончании Петровско-Забайкальского ПТУ, а не коррекционного учреждения. Это имеет большое значение для их социальной адаптации как в своих глазах, так и для окружающих.
Система трудовой и профессиональной подготовки включает в себя следующие этапы: первый - это уроки сельскохозяйственного труда, столярного дела и швейного дела в 4-9 классах; второй этап - это производственное обучение в 10-м классе и завершающий третий этап - это профессиональная подготовка на 1-2 курсах ПТУ.
Второй этап (производственное обучение в 10-м классе) включен для того, чтобы была возможность для получения профессионального образования в нашей школе для выпускников других коррекционных школ. Окончив школу, они могут поступить к нам в 10-й класс и получить хотя бы минимум знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному направлению с тем, чтобы затем успешно усвоить курс ПТУ.
Другая сторона – это профессиональная ориентация. Она начинается с 1 класса. В 1-3 классах дети проходят пропедевтический период. В ходе его они знакомятся с мастерскими, учебным хозяйством. Летом работают в овощеводческих бригадах. В 4-9 классах на уроках столярного и швейного дела, сельскохозяйственного труда они получают первоначальные знания, умения и навыки по целому ряду профессий. Этому же способствуют социально-профессионально ориентированные кружки, такие, как печное дело, вязание, резьба по дереву, слесарный и т.д. Закончив 9 класс, воспитанники могут продолжить обучение по сельскохозяйственным профессиям, а могут попытаться получить другие профессии. В области складывается система профессиональной подготовки при коррекционных школах. И наши воспитанники вполне могут поступить в Малетинскую коррекционную школу-интернат, филиал ПТУ, которая готовит рабочих по строительным специальностям. На этих ступенях профориентации ведется изучение профессиональной пригодности воспитанников, их склонностей и способностей. На этой основе разрабатываются рекомендации по коррекционной работе.
Система трудового и профессионального обучения дополняется организацией общественно полезного труда, который включает в себя обслуживающий труд и производственную деятельность воспитанников. Руководит этой работой заместитель директора школы по производственной деятельности через совет трудовых бригад. В зависимости от сезона в школе работают от 9 до 12 бригад. Это учебно-производственные и ученические производственные бригады. Различие между ними в том, что учебно-производственные бригады – это бригады, в которых воспитанники проходят практику. Здесь отрабатываются профессиональные умения, навыки и закрепляются полученные знания. Каждый воспитанник имеет специальную книжку, где ведется учет времени, которое он проработал в бригаде животноводов, конюхов, свинарей, на заготовке кормов и т.д. А также дается оценка этой работы. Ученические производственные бригады занимаются разнообразной производственной деятельностью в основном с целью обеспечения жизнедеятельности школы и пополнения финансовых средств. Производственная деятельность дает возможность в это трудное время выжить школе. В 1994 году было выращено и заготовлено на зиму 66 тонн картофеля, 37 тонн капусты, 3 тонны различных овощей. Заготовили 1 тыс. куб.м дров, 35 тонн сена, 20 тонн зеленки. С учетом молока и мяса произвели сельскохозяйственной продукции на 193 млн. рублей. Все это дало возможность выполнить капитальный ремонт на 240 млн. рублей и закупить одежды и обуви воспитанникам на 68 млн. рублей. Это дает возможность иметь постоянный фонд поощрения воспитанников. На сегодняшний день это около 6 млн. рублей. Каждый воспитанник имеет внутришкольную чековую книжку, куда заносятся поощрения. В конце четверти, в том числе и летней, устраиваются ярмарки-распродажи. На них каждый воспитанник по своей чековой книжке может приобрести всё, что ему понравилось. На наш взгляд, в школе сложилась система социально-трудовой адаптации и реабилитации, которая дает возможность всесторонне подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и в какой-то мере решает проблему их трудоустройства. К сожалению, полностью решить проблему мы не можем. Причина в социально-экономических условиях, которыми перегружено наше общество. Безработица, отсутствие жилья, полное бесправие выпускников, их незащищенность законами ставят сам факт их самостоятельной жизни под угрозу.
Школа практически не может им ничем помочь, потому что и само существование нашей школы под угрозой. Второй год почти полностью прекращено финансирование. В прошлом году мы официально финансировались по трем статьям: 1 – заработная плата, 2 – начисления на заработную плату, 3 – питание детей. Даже по этим статьям мы были профинансированы на 71% от потребности. В этом году дело обстоит намного хуже. Нам не дали денег на выпуск воспитанников. Мы выжили в прошлом году за счет учхоза, пришлось забить на питание детей половину стада. В этом году выжить будет еще труднее, а у нас 150 детей-сирот. Наша школа располагается в деревянных зданиях постройки 1930-х годов, которые давно пришли в негодность и были списаны более 10 лет назад. Чтобы выжить, мы должны их каждый год латать, а в условиях полного отсутствия финансирования по хозяйственной статье мы этого уже не можем сделать. Значит, школа просто развалится. Мы не сможем обеспечить питанием детей только за счет собственного подсобного хозяйства, обуть и одеть за счет средств заработанных ими же. Из-за нерегулярной выплаты заработной платы из школы уходят лучшие кадры. Все это ставит под угрозу само существование школы. Такое же положение и по всем другим интернатными учреждениям области, где содержится более 2 тысяч детей-сирот. Мы считаем, что необходимо правительственное решение, гарантирующее полную защищенность детских интернатных учреждений, их устойчивую работу.
Еще одна жалоба, уже 2001 года, под названием «Жизнь в кредит у железнодорожников» подписана председателем профкома школы. Из нее можно узнать, что в школе обучается 116 сирот.
В 2013 на сайте Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края она упоминается как «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», без указания, что это агрошкола. Цель школы: «предоставление социальных услуг с обеспечением проживания». Судя по упоминаниям об участии воспитанниках в спортивных соревнованиях, а учителей в региональных конкурсах «Учитель года», они существуют. Но о ее теперешнем педагогическом лице узнать не удалось. И ни одной фотографии.
На этом с рассказом о конкретных агрошколах для сирот кончаю. Есть еще просто агрошколы, явление очень интересное. В Якутии, например, 75 таких школ и они даже объединены в Союз. Это одно из направлений развития сельской школы в России. Но это – за пределами нашей темы.