«Кто является главным "поставщиком" детишек в подобные заведения? Естественно, самые неблагополучные семьи. Вот, к примеру, семья Медведевых: мать живет в райцентре, рожает много и все от разных мужчин. Первого, Лешу, привезли сюда в 90-м, он не мог даже слова произнести. Потом две девочки прибыли, отличавшиеся излишней агрессивностью. Через некоторое время еще одну девочку привезли, месяц с ней позанимались и поняли, что она не олигофрен, а ребенок с "ЗПР" (то, что исправляется). Сейчас Медведевых в интернате двое – очень хорошие дети, – но вот первый, Леша, сейчас, к сожалению, уже сел в тюрьму (за кражу). И еще один из семейства Медведевых (он старше Леши) имеет проблемы с законом. Леша стал жертвой очень хитрых воров, которые частенько подговаривают ребят: "Ты все равно ...ак, тебе ничего не будет!" … Кстати, первым критерием для оставления в интернате выпускников является именно склонность к влиянию криминального мира».
Дальше всё загоняю под кат, потому что много и слов, в основном цитат, и фотографий – уж очень мне все было интересно и любо.
Самохарактеристика:
«Наша школа это:
– Современное разно-профильное учебно-производственное хозяйство, состоящее из нескольких структурных подразделений, или моделей, деятельность которых характеризует принципы организации:
– Во-первых, индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Для этого созданы обувные и швейные мастерские, открыт школьный магазин;
– Во-вторых, создали принцип работы сельхозкооперативов, фермерского и личного хозяйства на примере животноводческого комплекса, где содержится более 40 голов КРС, в т.ч. 16 дойных коров, овцы, пчелосемьи;
– В-третьих, организации мини-производства. С этой целью работает школьная мини-пекарня;
– В-четвертых, навыки сервисного обслуживания населения, наши воспитанники получают, работая в швейных мастерских, пунктах по ремонту обуви, парикмахерской».
На другом сайте – об особенностях организации образования:
«Учитывая ограниченные возможности учеников школы, здесь пересмотрели учебную программу. Своей основной задачей педагоги школы считают социальную реабилитацию своих воспитанников, которая невозможна без серьезного освоения ими какой-либо профессии.
С этой целью старшеклассникам предоставлена возможность получить на выбор одну из шести профессий, подготовка по которым ведется на основании государственной лицензии, аттестации и аккредитации: «Швея», «Обувщик по ремонту обуви», «Пекарь», «Плодоовощевод», «Рабочий по уходу за животными», «Тракторист-машинист». Сельскохозяйственное направление выбрано приоритетным, так как большинство воспитанников – выходцы из сельских районов области, и 70 процентов выпускников школы реализовывают себя именно в сельском хозяйстве.
Процесс социальной и профессиональной адаптации начинается уже с первого класса. В начальной школе, помимо общей коррекционной работы, выявляются индивидуальные профессиональные возможности каждого ребенка за счет активного привлечения к ручному труду в различных сферах.
В среднем звене воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность, а также допрофессиональную подготовку, в процессе которой они знакомятся с содержанием труда по всем шести профессиям и имеют возможность выбрать наиболее доступный и привлекательный для себя род занятий. Все воспитанники получают навыки самостоятельной работы и включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских и в подсобном хозяйстве.
И уже в старших классах воспитанники проходят профессиональную подготовку по выбранной специальности, а то и по двум сразу, и получают соответствующие “корочки”».
Много кружков и секций:
«Занятия проводятся в вечернее свободное от учебы время. Кружки и клубы по интересам работают за счет уплотнения групп. Учитывая специфику нашей школы-интерната по физической адаптации детей в рамках СО России, организовано 10 спортивных секций. Для организации лечебно-оздоровительной работы в группах организованы спортивные часы во 2 половине дня (с 14.00 до 21.00) Ежегодно спортивные команды школы-интерната участвуют в 4-5 Всероссийских и 1-м Международном соревнованиях и турнирах по различным видам спорта как победители областных и региональных соревнований. Так, за последние 10 лет наши спортсмены трижды в составе сборной команды России выступали в Америке, а также в Словакии, в Швеции. Об успехах воспитанников свидетельствуют их награды, из более 200 медалей разного достоинства: 22 международных, из них самые ценные за победу в настольном теннисе в 1995 г. в Нью-Хевене, по бадминтону в 1999 г. в Северной Королине, по хоккею на полу в 2001 г. На Аляске, по настольному теннису и бадминтону в 2003 г. в Дублине (Ирландия). Всемирные Специальные Олимпийские игры, состоявшиеся осенью 2007 г. в Шанхае (Китай) – закончились очередной победой».
Проект «Собственный дом»: жизнь разновозрастных групп детей в условиях благоустроенного жилого дома на территории школы-интерната, с приусадебным участком и небольшим подворьем.
«Апробация его прошла еще в 1999 году, но первыми жителями такого дома были мальчишки, но не нашлось достаточного количества воспитателей-мужчин. В 2005 – 2007 годах в домиках поселились девочки, и проект заработал на полную мощность.
Сейчас в агрошколе 4 таких дома, в которых живут девочки самых разных возрастов. Они сами готовят еду по выходным и в каникулы (в учебное время они, как и все, едят в школьной столовой), прибираются, стирают и гладят белье, выращивают овощи, ухаживают за кроликами. Даже ремонт девочки делают сами, а где нужны мужские руки – зовут мальчишек и школьного мастера.
Построены дома собственными силами – вместе с работниками агрошколы в работе участвовали мальчишки. Это стало для них прекрасной плотницкой и слесарной практикой.
Вместе с девочками в домике живут работающие по сменам педагоги-воспитатели, которые не вмешиваются, а очень деликатно направляют кипучую энергию маленьких хозяек в нужное русло.
Подобное проживание в собственном доме помогает “казенным” детям познакомиться с семейными традициями и моральными устоями традиционной ячейки общества».
Можно было бы и догадаться, что за всем этим стоит личность, организатор. Здесь это Муса Синаевич Вацаев (необычно звучащее имя, потому что бурят). В поздравлении директора с юбилеем дети назвали агрошколу «мини-государством Багряники», а директора – президентом.
Из рассказа о том, как Вацаев пришел сюда и как начинал все перестраивать многое становится понятнее, в том числе и бравурный тон самохарактеристик:
«Муса Синаевич пришел в интернат в 89-м. Как он рассказывает, после первого посещения школы в Багряниках в течение недели он не мог найти душевных сил сюда вернуться. Но вернулся. И стал работать. Что такое "коррекционные интернаты" – многие из вас знают. Сколькими эпитетами награждали подобные заведения! Лучше уж не вспоминать... В первую очередь тогда Муса Синаевич отменил непременное для советских учреждений правило хождения везде строем. Потом стал вдаваться в детали, а из них складывалась такая картина, что детей-олигофренов воспитывают, мягко говоря, не совсем как людей. Отсюда постоянная атмосфера злобы и недоверия как со стороны воспитателей, так и в детских душах.
Пришлось самому доучиваться по специальности "олигофренопедагог". И Муса Синаевич понял, что без главного принципа – уважения к ребенку – никуда не сдвинуться. Но и этого мало: главное, чтобы и сам ребенок поверил в то, что его воспринимают как равного:
– Здесь мы должны постоянно подчеркивать их успехи во всем. Вот старшие, к примеру, очень не любят, чтобы при младших их ругали. Но маленькие всегда липнут к старшим, хотят им подражать. Как выйти из положения? Решили создать разновозрастные группы, соединенные по принципу родства или личной симпатии. И еще: если раньше в интернате жили "семейные" дети (которые на каникулы возвращаются домой), то теперь сюда мы стали брать только сирот либо тех, у кого родители лишены прав на своих детей. То есть как в обыкновенном детском доме. У всех должны быть равные условия».
Рыская по материалам о трудовой школе, я где-то прочитал цитату из Макаренко с таким примерно смыслом: заботиться нужно не только о сегодняшнем счастье ребенка, но и о будущем. И вроде бы этим простым принципом и руководствуются агрошколы. Здесь, в Багряниках не только готовят к самостоятельной жизни - о выпускниках думают и им помогают, а они помогают школе.
«Естественно, дети не содержат хозяйство полностью (одной только земли у интерната 460 гектаров). Основная работа выполняется выпускниками, которых на сегодня живет в Багряниках 18 человек. Ванцаев не спешит отпускать ребят: не каждому по многим причинам дано легко адаптироваться к большому миру. К тому же интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира – но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области – но и работу найти порой еще сложнее. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине».
(Замечание на полях: в отличие от других агрошкол, эта меньше рассказывает о своих производственных успехах. И не встретил фотографий с детьми на полевых работах и на ферме).
А вот педагогические результаты:
Мониторинг выпускников за последние 5 лет
2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | Итого | |
Всего выпускников | 14 | 20 | 16 | 16 | 14 | 80 |
из них поступили учиться: | 10 | 19 | 16 | 16 | 13 | 74 |
ОУ ЯО НПО ПУ №4 г.Рыбинск | 1 | 2 | 1 | 3 | - | 7 |
ГОУ ЯО СПО Пошехонский сельскохозяйственный техникум | - | - | - | - | 4 | 4 |
ГОУ ЯО НПО ПУ №14 г.Ярославль | 5 | 3 | 5 | 1 | 2 | 16 |
ГОУ ЯО НПО №17 г.Гаврилов-Ям | 1 | 7 | - | - | - | 8 |
ГОУ ЯО НПО ПУ №24 г.Ярославль | 3 | 7 | - | 3 | 4 | 17 |
ГОУ ЯО НПО ПУ №25 г.Рыбинск | - | - | 2 | 1 | - | 3 |
ГОУ ЯО НПО ПУ №33 п.Семибратово | - | - | - | - | - | - |
ГОУ ЯО СПО Даниловский политехнический техникум | - | - | - | 1 | 2 | 3 |
ГОУ ЯО ПЛ №46 п.Борисоглебский | - | - | - | 1 | - | 1 |
ГОУ ЯО НПО ПУ №47 г.Любим | - | - | 8 | 6 | 1 | 15 |
Имели инвалидность | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 9 |
Устроены в учреждения собес | - | 1 | - | - | - | 1 |
Трудоустроены после обучения в школе-интернате | 4 | - | - | - | 1 | 5 |
Имели закрепленное жилье | 10 | 13 | 10 | 13 | 7 | 53 |
Состояли на очереди | 4 | 7 | 6 | 3 | 7 | 27 |
На улучшение жилищных условий | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Получили жилье | 7 | 6 | 7 | 2 | 1 | 23 |
Проживают на период обучения в общежитии | 3 | 7 | 11 | 15 | 13 | 49 |
Получают второе бесплатное образование и проживают в общежитии | 3 | 7 | 11 | - | - | 21 |
Трудоустроились после ПУ | 11 | 12 | 2 | 1 | 1 | 27 |
Женат/замужем, гражданский брак | 3 | 4 | 3 | 1 | - | 11 |
Имеют детей | 4 | 1 | 3 | 1 | - | 9 |
В декретном отпуске | - | - | 3 | - | - | 3 |
Судимость | 1 | - | - | - | 1 | 2 |
Сам факт существования такого мониторинга - достижение. Нигде до того не встречал.