gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 88: Багряники

Багряниковская (это Ярославская область) коррекционная агрошкола для детей с отклонениями в развитии (это тот же VIII вид, нарушения интеллекта) рассчитана на 117 человек. Сейчас – 106,  из них дети-сироты – 23, дети, оставшиеся без попечения родителей – 83, дети-инвалиды – 13 человек.
«Кто является главным "поставщиком" детишек в подобные заведения? Естественно, самые неблагополучные семьи. Вот, к примеру, семья Медведевых: мать живет в райцентре, рожает много и все от разных мужчин. Первого, Лешу, привезли сюда в 90-м, он не мог даже слова произнести. Потом две девочки прибыли, отличавшиеся излишней агрессивностью. Через некоторое время еще одну девочку привезли, месяц с ней позанимались и поняли, что она не олигофрен, а ребенок с "ЗПР" (то, что исправляется). Сейчас Медведевых в интернате двое – очень хорошие дети, – но вот первый, Леша, сейчас, к сожалению, уже сел в тюрьму (за кражу). И еще один из семейства Медведевых (он старше Леши) имеет проблемы с законом. Леша стал жертвой очень хитрых воров, которые частенько подговаривают ребят: "Ты все равно ...ак, тебе ничего не будет!" … Кстати, первым критерием для оставления в интернате выпускников является именно склонность к влиянию криминального мира».
Дальше всё загоняю под кат, потому что много и слов, в основном цитат, и фотографий – уж очень мне все было интересно и любо.

Самохарактеристика:
«Наша школа это:
– Современное разно-профильное учебно-производственное хозяйство, состоящее из нескольких структурных подразделений, или моделей, деятельность которых характеризует принципы организации:
– Во-первых, индивидуальной и частной предпринимательской деятельности. Для этого созданы обувные и швейные мастерские, открыт школьный магазин;
– Во-вторых, создали принцип работы сельхозкооперативов, фермерского и личного хозяйства на примере животноводческого комплекса, где содержится более 40 голов КРС, в т.ч. 16 дойных коров, овцы, пчелосемьи;
– В-третьих, организации мини-производства. С этой целью работает школьная мини-пекарня;

– В-четвертых, навыки сервисного обслуживания населения, наши воспитанники получают, работая в швейных мастерских, пунктах по ремонту обуви, парикмахерской».


Фотосайт со вспышкой: Багряники stolyarnaya_w204_h153 от gignomai
Багряники...Flamber.ru


Фотосайт со вспышкой: Багряники obuvnoe3_w204_h153 от gignomai
Багряники...Flamber.ru


Фотосайт со вспышкой: Багряники yuniy_parikmaher_w204_h153 от gignomai
Багряники...Flamber.ru


На другом сайте – об особенностях организации образования:
«Учитывая ограниченные возможности учеников школы, здесь пересмотрели учебную программу. Своей основной задачей педагоги школы считают социальную реабилитацию своих воспитанников, которая невозможна без серьезного освоения ими какой-либо профессии.
С этой целью старшеклассникам предоставлена возможность получить на выбор одну из шести профессий, подготовка по которым ведется на основании государственной лицензии, аттестации и аккредитации: «Швея», «Обувщик по ремонту обуви», «Пекарь», «Плодоовощевод», «Рабочий по уходу за животными», «Тракторист-машинист». Сельскохозяйственное направление выбрано приоритетным, так как большинство воспитанников – выходцы из сельских районов области, и 70 процентов выпускников школы реализовывают себя именно в сельском хозяйстве.
Процесс социальной и профессиональной адаптации начинается уже с первого класса. В начальной школе, помимо общей коррекционной работы, выявляются индивидуальные профессиональные возможности каждого ребенка за счет активного привлечения к ручному труду в различных сферах.
В среднем звене воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность, а также допрофессиональную подготовку, в процессе которой они знакомятся с содержанием труда по всем шести профессиям и имеют возможность выбрать наиболее доступный и привлекательный для себя род занятий. Все воспитанники получают навыки самостоятельной работы и включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских и в подсобном хозяйстве.

И уже в старших классах воспитанники проходят профессиональную подготовку по выбранной специальности, а то и по двум сразу, и получают соответствующие “корочки”».

Много кружков и секций:

Фотосайт со вспышкой: Багряники 2 от gignomai
Багряники 2Flamber.ru


Фотосайт со вспышкой: Багряники teatr_w204_h153 от gignomai
Багряники...Flamber.ru


«Занятия проводятся в вечернее свободное от учебы время. Кружки и клубы по интересам работают за счет уплотнения групп. Учитывая специфику нашей школы-интерната по физической адаптации детей в рамках СО России, организовано 10 спортивных секций. Для организации лечебно-оздоровительной работы в группах организованы спортивные часы во 2 половине дня (с 14.00 до 21.00) Ежегодно спортивные команды школы-интерната участвуют в 4-5 Всероссийских и 1-м Международном соревнованиях и турнирах по различным видам спорта как победители областных и региональных соревнований. Так, за последние 10 лет наши спортсмены трижды в составе сборной команды России выступали в Америке, а также в Словакии, в Швеции. Об успехах воспитанников свидетельствуют их награды, из более 200 медалей разного достоинства: 22 международных, из них самые ценные за победу в настольном теннисе в 1995 г. в Нью-Хевене, по бадминтону в 1999 г. в Северной Королине, по хоккею на полу в 2001 г. На Аляске, по настольному теннису и бадминтону в 2003 г. в Дублине (Ирландия). Всемирные Специальные Олимпийские игры, состоявшиеся осенью 2007 г. в Шанхае (Китай) – закончились очередной победой».

Проект «Собственный дом»: жизнь разновозрастных групп детей в условиях благоустроенного жилого дома на территории школы-интерната, с приусадебным участком и небольшим подворьем.
«Апробация его прошла еще в 1999 году, но первыми жителями такого дома были мальчишки, но не нашлось достаточного количества воспитателей-мужчин. В 2005 – 2007 годах в домиках поселились девочки, и проект заработал на полную мощность.
Сейчас в агрошколе 4 таких дома, в которых живут девочки самых разных возрастов. Они сами готовят еду по выходным и в каникулы (в учебное время они, как и все, едят в школьной столовой), прибираются, стирают и гладят белье, выращивают овощи, ухаживают за кроликами. Даже ремонт девочки делают сами, а где нужны мужские руки – зовут мальчишек и школьного мастера.
Построены дома собственными силами – вместе с работниками агрошколы в работе участвовали мальчишки. Это стало для них прекрасной плотницкой и слесарной практикой.
Вместе с девочками в домике живут работающие по сменам педагоги-воспитатели, которые не вмешиваются, а очень деликатно направляют кипучую энергию маленьких хозяек в нужное русло.

Подобное проживание в собственном доме помогает “казенным” детям познакомиться с семейными традициями и моральными устоями традиционной ячейки общества».
Можно было бы и догадаться, что за всем этим стоит личность, организатор. Здесь это Муса Синаевич Вацаев (необычно звучащее имя, потому что бурят). В поздравлении директора с юбилеем дети назвали агрошколу «мини-государством Багряники», а директора – президентом.
Из рассказа о том, как Вацаев пришел сюда и как начинал все перестраивать многое становится понятнее, в том числе и бравурный тон самохарактеристик:
«Муса Синаевич пришел в интернат в 89-м. Как он рассказывает, после первого посещения школы в Багряниках в течение недели он не мог найти душевных сил сюда вернуться. Но вернулся. И стал работать. Что такое "коррекционные интернаты" – многие из вас знают. Сколькими эпитетами награждали подобные заведения! Лучше уж не вспоминать... В первую очередь тогда Муса Синаевич отменил непременное для советских учреждений правило хождения везде строем. Потом стал вдаваться в детали, а из них складывалась такая картина, что детей-олигофренов воспитывают, мягко говоря, не совсем как людей. Отсюда постоянная атмосфера злобы и недоверия как со стороны воспитателей, так и в детских душах.
Пришлось самому доучиваться по специальности "олигофренопедагог". И Муса Синаевич понял, что без главного принципа – уважения к ребенку – никуда не сдвинуться. Но и этого мало: главное, чтобы и сам ребенок поверил в то, что его воспринимают как равного:
– Здесь мы должны постоянно подчеркивать их успехи во всем. Вот старшие, к примеру, очень не любят, чтобы при младших их ругали. Но маленькие всегда липнут к старшим, хотят им подражать. Как выйти из положения? Решили создать разновозрастные группы, соединенные по принципу родства или личной симпатии. И еще: если раньше в интернате жили "семейные" дети (которые на каникулы возвращаются домой), то теперь сюда мы стали брать только сирот либо тех, у кого родители лишены прав на своих детей. То есть как в обыкновенном детском доме. У всех должны быть равные условия
».

Рыская по материалам о трудовой школе, я где-то прочитал цитату из Макаренко с таким примерно смыслом: заботиться нужно не только о сегодняшнем счастье ребенка, но и о будущем. И вроде бы этим простым принципом и руководствуются агрошколы. Здесь, в Багряниках не только готовят к самостоятельной жизни - о выпускниках думают и им помогают, а они помогают школе.
«Естественно, дети не содержат хозяйство полностью (одной только земли у интерната 460 гектаров). Основная работа выполняется выпускниками, которых на сегодня живет в Багряниках 18 человек. Ванцаев не спешит отпускать ребят: не каждому по многим причинам дано легко адаптироваться к большому миру. К тому же интернат ежегодно ведет войну за жилье для выпускников: по закону каждому положена квартира – но кто сегодня слушается закона! Дай бог, если комнату найдут в одном из городов области – но и работу найти порой еще сложнее. Муса Синаевич считает, что большинство ребят даже нужно подержать до 25-летнего возраста, тем более, что они и сами просятся остаться. В этом году подготовили для ребят еще пять рабочих мест: в пекарне, в бригаде трактористов и в магазине».

(Замечание на полях: в отличие от других агрошкол, эта меньше рассказывает о своих производственных успехах. И не встретил фотографий с детьми на полевых работах и на ферме).

А вот педагогические результаты:
Мониторинг выпускников за последние 5 лет

2008г.  2009г.  2010г.  2011г.  2012г.  Итого 
Всего выпускников 14 20 16 16 14 80
из них поступили учиться: 10 19 16 16 13 74
ОУ ЯО НПО ПУ №4 г.Рыбинск 1 2 1 3 - 7
ГОУ ЯО СПО Пошехонский сельскохозяйственный техникум - - - - 4 4
ГОУ ЯО НПО ПУ №14 г.Ярославль 5 3 5 1 2 16
ГОУ ЯО НПО №17 г.Гаврилов-Ям 1 7 - - - 8
ГОУ ЯО НПО ПУ №24 г.Ярославль 3 7 - 3 4 17
ГОУ ЯО НПО ПУ №25 г.Рыбинск - - 2 1 - 3
ГОУ ЯО НПО ПУ №33 п.Семибратово - - - - - -
ГОУ ЯО СПО Даниловский политехнический техникум - - - 1 2 3
ГОУ ЯО ПЛ №46 п.Борисоглебский - - - 1 - 1
ГОУ ЯО НПО ПУ №47 г.Любим - - 8 6 1 15
Имели инвалидность 1 2 1 2 3 9
Устроены в учреждения собес - 1 - - - 1
Трудоустроены после обучения в школе-интернате 4 - - - 1 5
Имели закрепленное жилье 10 13 10 13 7 53
Состояли на очереди 4 7 6 3 7 27
На улучшение жилищных условий 3 3 3 3 3 15
Получили жилье 7 6 7 2 1 23
Проживают на период обучения в общежитии 3 7 11 15 13 49
Получают второе бесплатное образование и проживают в общежитии 3 7 11 - - 21
Трудоустроились после ПУ 11 12 2 1 1 27
Женат/замужем, гражданский брак 3 4 3 1 - 11
Имеют детей 4 1 3 1 - 9
В декретном отпуске - - 3 - - 3
Судимость 1 - - - 1 2

 Сам факт существования такого мониторинга - достижение. Нигде до того не встречал.



Tags: Россия, детдом, дети, педагогика, труд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments