gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 85: агрошкола-интернат в Сыктывкаре

Итак, агрошколы. Строго по теме – это шесть сиротских агрошкол-интернатов. Три обычные, три коррекционные, для детей с отклонениями в развитии. Но, чтобы понять, в чем суть, нужно увидеть их как часть давней педагогической традиции трудового воспитания, более узко – школ-хозяйств.
Это – генезис. А в настоящем сиротские интернаты сельскохозяйственного профиля – часть широкой сети агрошкол, очень разных, никак не связанных ни с сиротством, ни с интернатной формой. Да и сельскохозяйственная направленность не обязательна, она естественна для сельских территорий (в случае системы агрошкол Якутии) или же выбирается из терапевтических соображений (общение с живой природой).
Наконец, это не чисто российская идея и традиция. В России ключевая фигура, конечно, Макаренко. Но сходно мыслившие педагоги были и за границей  (Дьюи, Кершенштейнер). И школы-хозяйства были. Нашумевшая совсем по другим поводам американская «Ферма для детей» – это типичная коррекционная агрошкола.
Обнаруженное настолько важно, что завел в «Детском доме» особый раздел «Необычные детские дома» – не только для агрошкол, но начну его наполнение с того, что свалю туда ссылки на весь материал по школам-хозяйствм, не только сиротским.
Тут интереснее всего принцип. Но о нем потом. Сначала я расскажу о конкретных школах.

СЫКТЫВКАРСКАЯ АГРОШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. А.А.КАТОЛИКОВА


Это покойный (ум. В 1996 году) Александр Александрович Католиков. Мой ровесник, между прочим. Учитель (окончил МГПИ), директор Дворца пионеров. С 1973 директор вот этой самой школы, тогда школы-интерната для сирот – без «агро», которое было присвоено по его инициативе в 1993 году.

Большую часть сведений о школе я взял из статьи «Агрошкола как воспитательная система», напечатанной в книге «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)» (1998).

В 1998 году в школе было 240 детей от трех до 18 лет, в 2000 пишут о двухстах. Почти у всех родители «лишены роди­тельских прав, осуждены, признаны недееспособными или их местонахождение не установлено».
Агрошкола располагает комплексом городских зда­ний, это жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сель­скохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор распо­ложено детское учебно-опытное хозяйство «Межадорское» – база труда и отдыха детей.

А теперь – зачем все это?
«Цель агрошколы – дать детям общее среднее образо­вание, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве».
В школе есть дошкольное отделе­ние, начальная школа и средняя школа. Но плюс к этому очень много всего, что нужно для работы в сельском хозяйстве, достаточно, чтобы школа давала дипломы государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям «мас­тер-растениевод» и «мастер-животновод». Школа имеет статус экспериментальной, что позволяет иметь в штате, кроме учителей и воспитателей, еще и «научные руководителей, методиста, спе­циалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду». Такая подготовка решает главную проблему будущей самостоятельной жизни: будет профессия.
Педагогическое кредо школы – трудовое воспитание по Макаренко, воспитание через участие в осмысленном коллективном труде. Здесь  это, прежде всего, сельскохозяйственный труд.
Детское учеб­но-опытное фермерское хозяйство «Межадорское» су­ществует более 30 лет и теперь это «современное многопрофильное хозяйство, имеющее более чем 200 гектаров сельскохозяйственных угодий, необходимую техникой, хорошо оборудованные животноводческие фермы, два гектара теплиц».

Разумеется, труд организован «педагогически целесообразно».
Во-первых, трудятся все, даже дети трех-четырех лет на отведенном для них участке «Малышок» делают то, что им посильно и интересно.
Во-вторых, все построено так, чтобы дети учились самостоятельности и ответственности. Маленьких учат бережному обращению со «своими» растениями и животными, ответственности за их жизнь и благополучие.
У старших – система самоуправления. Она действует и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.
Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, про­дуктивность животных. Закрепляются за группами участ­ки работ, распределяются конкретные обязанности. В этом участвуют и взрослые специалисты – агроном, зоотехник. Но в учебно-опытном хозяйстве главные хозяева – воспитанники. Работу распределяет совет бригадиров из воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества вы­полненной работы.
Практически все воспи­танники участвуют в том, что называется (не знал такого слова) «опытничеством», по заданию уче­ных Уральского отделения РАН.

Праздники. Младшие особенно любят Праздник первой морковки. А самый главный праздник проходит в октябре – Праздник урожая. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады поучают подарки, присваиваются почетные зва­ния «Лучший тракторист», «Лучший цветовод» и т.д. В конце, как водится, концерт художественной самодеятельности.
Католиков считал очень важным экономиче­ское воспитание: во­влекать детей в реальные экономические взаимоотно­шения, учить обращаться с деньгами, знать всему цену. Это то, что особенно важно для интерна­тов, где дети обычно живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.
В 1993 году была введена специальная «Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников». При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, где все делали воспи­танники. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого вос­питанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учеба без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприяти­ях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося склады­вается , во-первых, конечно, из того, что он заработал летом и во время работы на различных объектах в городе, из стипендии, назначаемой за хорошую ученбу, и из премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, не­добросовестное отношение к учению, нарушение дисци­плины.
Конечно, в эту бухгалтерию внесен элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах – деньгах агрошколы, «агриках», которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сла­дости, дополнительную модную одежду и обувь. Но не­ так мало они получают и в реаль­ных деньгах, которые тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.
В 1996 году был проведен аукцион по продаже до­ходных объектов агрошколы, к которым отнесли мини-типографию, кафе «Лакомка»; их владельцами стали вос­питанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.
О деньгах, особенно за хорошие отметки, среди учителей и воспитателей были споры. Но Католиков настоял на своем: «Я не склонен колебать­ся в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмот­рению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сом­неваться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится «дьявольской власти» денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неуме­лом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения».

Много любопытного в организации самих уроков и подготовки к ним с участием воспитателей – это те возможности, которые предоставляет интернат в сравнении с обычной школой.
Кружки, клубы, изостудия. Духовой оркестр и ансамбль ложечников.

Подчеркивается индивидуальный подход, распределение обязанностей и ролей в соответствии с особенностями и склонностями. Психолого-педагогические паспорта воспитанников.
Здоровье, навыки здорового образа жизни, физкультура – сюда попадают, как правило, с хроническими болезнями (80%). Помимо врачебной помощи в своей поликлинике лечит сам труд на свежем воздухе, в экологически чистом районе. Ну и купание, лодочные походы, игры и состязания, баня. А зимой – сауна, бассейн, зал тренажеров.

Ну и теперь о том главном, чего по принципу не хватает детдому и детдомовским детям – семьи, семейной атмосферы, а значит и опыта, в отсутствии которого они не научаются искусству семейной жизни. Котельников думал об этом. Его решение в общем-то то же, что и в других формах, предназначенных по возможности заменить потерянную родную семью: образ жизни детей, который максимально при­ближен к семейному. Каждый класс проживает в отдель­ном отсеке жилого корпуса – квартире. В квартире жи­лые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными кре­слами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. «Такая обстановка позволяет детям вес­ти себя свободно и естественно, как и должно быть в семье».

Агрошкола расположена там, где живет народ коми, поэтому детей учат местным обычаям. Есть клуб «Коми край», где справляют семейные праздники, учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с местными традициями.
Приглашают гостей и ездят сами. По воскресеньям дети часто гостят в семьях учителей и воспитателей.

(Тут я вставлю свое недоумение: а почему здесь и в других «хороших» домах учителя и воспитатели со своими детьми не живут вместе с воспитанниками? Вот это уж точно было бы преодолением изоляции. Странно, что это даже не обсуждается. А я помню, что когда-то даже в обычных школах, не интернатах, были «директорские квартиры).

В конце – печальное. Хорошо знакомое. Школа жива, но сильно покалечена. В 2012 году по приказу министра образования Коми Шаркова у нее было отобрано учебно-опытное хозяйство «Межадорское», по той причине, что оно экономически не выгодно. Министр пообещал, что трудовое воспитание дети смогут получать «в других лагерях труда и отдыха».
Почти в то же время еще одно деяние – перевод под крышу агрошколы небольшого детского дома №3 – семейного типа, с музыкальным уклоном, по отзывам замечательного. Покалечили и его.
И последнее попавшееся сообщение (все они из публикаций «независимой газеты “Красное знамя”»): «В Республике Коми с молотка будет продано молочное стадо агрошколы-интерната имени Александра Католикова, которое создавалось десятилетиями».
 
Tags: дети, детский дом, педагогика, труд
Subscribe

  • зло - грех - покаяние

    Такое впечатление, что родилось какое-то "новое христианство", в котором нет ни сознания силы зла и греха, ни опасений за свое духовное…

  • Господи, помилуй

    pavel_g_m все цитирует сочувственно о. Вяч. Рубского, на этот раз об устаревшей идее греха, о ненужности молитв о прощении и о…

  • О "национальном покаянии"

    Случилось тут в одном разговоре коснуться темы национального покаяния. Я, признаюсь, долгое время не принимал этой идеи: с чего бы, думал, мне и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments