gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 77: учимся, исправляемся, ино бредем дале

В Иванове детский дом №3 переименовали в "Звездный" и объявили детским домом для одаренных детей. Его уже одаривают начальники во главе с премьером, ну и т.д. Признаюсь, я сначала был премного опечален - обидно ведь, когда хорошую идею переврут, окарикатурят  и превратят в посмешище. Но потом утер слезы и стал думать, чему это учит.
swann2006 уже проделал основную работу – показал, что это профанация, туфта, Сколково в сиротском масштабе.
Но всякая профанация что-то профанирует. Отнесемся серьезно к этому «что-то».

Здесь несколько идей:
1. «Воспитанников обновленного детского дома будут обучать хореографии, вокалу, рисованию и иностранным языкам». Это про что? Про арт-терапевтический эффект и, шире, благотворность художественного воспитания – для всех! У меня знакомство с этим вполне семейное: жена уже лет двадцать учит детей и учит учителей учить детей по своей программе, которую так и назвала: «Каждый ребенок – музыкант!». Она убеждена, что музыка, причем не просто слушание, а и пение, и игра на инструментах нужны буквально каждому. Кому интересны подробности - на ее недоделанный, правда, сайт. Ясное дело, что это относится и к сиротам, к ним даже в большей мере.

2. «После перепрофилирования в “Звездном” открыли пять творческих объединений: хореографии, дизайна, фотодела, вокала и изобразительного искусства. Эти объединения курируют специалисты учреждений культуры и Ивановской текстильной академии». А это про что? Про то, что творческим людям и организациям нужно приходить в школу, что детей нужно включать в настоящую деятельность – научную, художественную, производственную. Но это – одна из генеральных идей мыследеятельностной педагогики. Я уже зазывал на наш сайт и зову снова - посмотрите там про детско-взрослые производства, про Школу генеральных конструкторов. Конечно, включать в это нужно и сирот - тем больше, чем больше они изначально исключены.
Но вот тут главное вранье.

3. «Что касается обычных детских домов, то, по его словам, они будут специализированными –"здесь мы растим музыкантов, здесь – художников, здесь – спортсменов, айтишников, математиков, военных"» (это - Павел Астахов). Одаренные дети…Здесь опять профанное смешение - смешаны две разные вещи.
Первое – это развивающее образование, образование, цель которого – максимально развить способности. Как показывает опыт все того же нашего коллектива, больших результатов можно добиваться без особого отбора, с любыми относительно здоровыми детьми (да и с больными, но с коррекцией методов). Это в полной мере приложимо и к сиротам – да, они пострадали, они травмированы, но у нас нет оснований отказывать им в возможностях развития.
Второе – это идея отбора, концентрации в одном месте детей с особой, в чем-то именно одаренностью. Для направленного сосредоточения усилий как учеников, так и учителей. Вполне оправдавшая себя идея колмогоровских физматинтернатов, художественных, музыкальных училищ и т.п. Возможно, к этой категории можно причислить и религиозные училища – для религиозно одаренных или, может быть, особенно мотивированных детей.

Так. Но вот тут есть принципиальная ошибка, которую, каюсь, не вполне сознавал и я, пока не увидел ее в карикатурном варианте этого ивановского сюжета.
А почему интернат для одаренных сирот - только сирот? Почему не система таких школ-интернатов, дети в которые набирались бы отовсюду, в том числе и из сиротских учреждений, как государственных, так и семейных? И чтобы как для семейных детей, так и для «государственных» существовала возможность попробовать себя во всем и проявить свою особую одаренность и любовь к чему-то.
Тут я выхожу на очень важную правду, которая есть у противников детских домов, стремящихся вырвать детей из «системы». Эта правда – в том, что детдомовская система в ее нынешнем виде изолирует сирот, выключает их из общества детей и взрослых, семей (научный термин: социальная эксклюзия). Следствие этого – последующие трудности вхождения в самостоятельную жизнь с другими людьми (проблемы социализации).
Означает ли это, что правы сторонники скорейшего уничтожения детских домов? Нет, не означает. Да, система должна быть в конечном счете радикально преобразована. Но основное направление преобразования, на мой взгляд, не наращивание потока индивидуальных вытаскиваний детей из системы (хотя я вовсе не против такой работы), а преобразование системы в целом.
И думаю, что инфраструктура детдомов, постепенно изменяя свои функции (причем, по-разному изменяя, разнообразя их), будет оставаться фундаментом системы на всем протяжении этого преобразовательного процесса.
Последнее звучит несколько общо, требует додумывания. Но это и есть та задача, которую ставит перед собой Проектно-исследовательский центр «Детский дом».
Tags: Россия, детский дом, ложь
Subscribe

  • (no subject)

    Жж напомнил niktoinikak его пост 2017 года об СССР - отличный, на мой взгляд, стоит его вспомнить. В том числе и ради прекрасных стихов…

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments