gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

СИРОТЫ 76: дети - это кто?

Перепечатываю здесь размещенное в "Детском доме" bayukov, продолжающим копать тему семейного неблагополучия:

Дети – это кто?

Вопрос о правах детей я бы начал с определения, а что вообще означает слово «ребенок». Я думаю, что это не столько состояние, сколько процесс – превращения младенца во взрослого человека.
Этот процесс зависит очень сильно от внешних обстоятельств. В определенных условиях и взрослые остаются очень инфантильными (как какая-то девушка написала в твиттере: «я всегда хотела найти мужчину, с которым чувствовала бы себя, как маленькая девочка, пока не поняла, что мужчины сами, как маленькие девочки»), а в каких-то процесс идет очень быстро – например, в войну многие 13-14-летние работали на заводах и одновременно заботились о совсем маленьких братьях и сестрах.

Здесь я бы выделил четыре явных этапа:

1. Младенец (0-1)
2. Ребенок (2-12)
3. Подросток (13-15)
4. Юноша/почти взрослый (16-18)

(«Юноша» - не очень хороший термин, потому что про юную девушку так не скажешь.)

Когда я работал тренером, дети в наш клуб приходили заниматься только лет в 9-10, но в этом возрасте они еще ярко выраженные дети – «белые и пушистые», послушные и т.п.

Все меняется в 12-13 лет. Они уже хотят (и жизнь от них этого требует) принимать решения, а умения это делать у них еще нет – отсюда и внутренние конфликты и конфликты с окружающими и в первую очередь с родителями. И вот этот возраст 13-14 лет – у мальчиков самый трудный. Как ребенку ему так просто не прикажешь, а мозгов еще не хватает – в 15-16 с ними уже гораздо проще договориться, так как они уже начинают очень многое понимать.

Сейчас развитие детей ускорилось и те проблемы, которые раньше ассоциировались с юношами (например, известное высказывание, чем мальчик отличается от юноши: «первый с ужасом думает, неужели я не такой как все, а юноша с ужасом думает, неужели я такой как все») уже часто относятся к подросткам.

В любом случае, я бы при разработке школьных программ в первую очередь учитывал, что можно сделать для этой адаптации – как облегчить переход мальчика в юношу через вот этот самый сложный подростковый период (девочки к нам в клуб не ходили, поэтому мне сложнее сказать, как там разбито по возрастам, но думаю, это тоже специалистам хорошо известно).
В любом случае было грустно смотреть, как такие милые и приятные 10-летние детишки за три-четыре года превращаются в нечто совсем иное…

Соответственно развитию меняются и права. У ребенка права, разумеется, самые минимальные, у подростка они начинают постепенно возрастать и у почти взрослого, разумеется, достаточно близки к правам взрослых. Какие права у человека, который где-то работает? Самые разные – для этого пишут КЗОТ и другие подобные документы. Конечно, где-то есть резкие ограничения – например, до 18 лет нельзя получить автомобильные права, нельзя голосовать и т.п. Так такие права не всем взрослым тоже дают и, самое главное, юноша уже твердо знает, что эти права он вот-вот получит и часто уже заранее по своему решению учится, например, водить машину (тем или иным способом).

О правах и возможности принимать решения надо, разумеется, говорить подробно, но, пожалуй, самые важные решения человек принимает еще до совершеннолетия – например, кем он станет в жизни.
Tags: дети, детство, право
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments