gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

остановиться и оглядеться 2

Вот что я сейчас делаю? Разбираюсь в своем мыследеятельном и мыслестрадательном хозяйстве. По видимости, это дело вполне одинокое, не требующее ни свидетелей, ни собеседников. Но собеседники, отклики все-таки нужны – это я и раньше знал, и сейчас подтверждается. Нужно их непонимание – или недопонимание, не совсем точное понимание. Чтобы заметить недодуманное, неряшливо подуманное и на нем отдельно сосредоточиться.
Вот, как раз такой случай. Мою предыдущую запись на эту тему (http://gignomai.livejournal.com/52467.html) поняли то ли как жалобу, то ли как покаяние, то ли как автодиагностику. Между тем, я вовсе не считаю безусловным и универсальным императивом доводить дело до конца. И незавершение – поражением и чем-то дурным. Особенно, если во время.
Ну вот, например, чтение. Всякую ли начатую книгу надо дочитывать? Да, упаси Боже! Читать книгу надо только до тех пор, пока ожидаешь еще что-то из нее важное, нужное тебе извлечь, и бросать, как только эта надежда исчезает. За исключением каких-то особых ситуаций, обязательств там и проч., которые, впрочем, тоже, наверное, можно подвести под этот общий принцип.
Причем, заметьте, брошенная на полпути книга вовсе не обязательно плоха. Вполне возможно (и у меня бывало) возвращение к ней, на новом жизненном повороте, с новыми ожиданиями и возможностями их удовлетворить.
Так что, как я уже написал одному из сочувствующих, это был не плач, а, скорее, победный клич – то, что раньше получалось само собой, с издержками и выглядело как слабость, я готов сделать стратагемой, способом движения. «Оседлать тигра» – так это, кажется, называют на Востоке.
Но!
Полной уверенности в правильности найденного все-таки нет. Как-то уж больно странен этот метод… Остается некое недоумение, в которое стоит вглядеться и вдуматься.
Но ведь это и хорошо – иначе не было бы стимула думать. Аристотель вот говорил, что философия – мышление по преимуществу – начинается с удивления. У него, вообще у греков, может, и так. Но по мне так удивление – слишком безмятежное, комфортное состояние, чтобы начинать мыслить. Это – начало науки, которая, если и мышление, то какое-то другое… А чтобы мыслить философски, о главном, надо быть немного вышибленным из колеи. «Недоумение» – по-моему, точное слово.
Вот проиллюстрирую это такой байкой (потом ее некуда будет вставить, а здесь в самый раз).
Как-то в кругу моих постоянных собеседников один из них стал рассуждать про убеждения – что, мол, отправляться в размышлении надо от них, от того, на чем ты твердо стоишь. А я ему, задумавшись, сказал: «Нету у меня убеждений». Он, конечно, решил, что я юродствую, подначиваю его и т.п. Очень сердился, что я стою на своем: нету, ни одного.
А ведь я был и совершенно искренен и совершенно серьезен. Есть то, что я предполагаю, подозреваю, на что надеюсь. Что я знаю – в том смысле, что, скажем, вижу, осязаю и т.п. Кому или чему я доверяю. Во что я верю, верую – почувствуйте, как говорится, разницу! Но я ни в чем не убежден, ничто из вышеперечисленного и другого, относящегося, извините за выражение к «когнитивной сфере», я не склонен называть этим термином: «убеждение».
Но что же меня самого не приводит в недоумение это странное про себя открытие? Приводит. И, как и положено всякому недоумению, побуждает мыслить. С одной стороны, о более чем вероятном своем несовершенстве, с другой, о предположительно неосвоенных еще возможностях мышления, не замыкающего себя в одной ассерторической модальности, пользующегося всеми модальными регистрами…
Tags: /birr, /chervyachek, /kosilova, /otgovorki, Ницше, недоумение, самоопределение, убеждение, цель
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal