gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

СИРОТЫ 50: кто исследует и готовит специалистов

В продолжение предыдущего постинга. Так кто же в России занимается исследованиями в нашей области? Кто готовит специалистов? И кто собирает, систематизирует и предоставляет информацию о сиротах, сиротских учреждениях и о том, что в этой области делается?
Исследования и образование (просвещение и подготовку специалистов) нужно рассматривать вместе, потому что как правило этим занимаются одни и те же люди и организации. Они же во многом и аккумулируют информацию, но это все-таки отдельная задача и для нее – отдельный пост.
Я нашел четыре организации российского масштаба, для которых исследования в области неблагополучного детства и подготовка специалистов являются основными или они имеют в своем составе подразделения такой направленности:

1. Институт семьи и воспитания РАО. Институт в целом, по тому, как его деятельность представлена на сайте, меня никак не впечатлил, но в нем есть Лаборатория социально-педагогических проблем детства, где явно делают дело. Основные направления ее работы сформулированы так:
• Социализация детей в современной семье.
• Неблагополучие семьи в современных условиях и его влияние на воспитание детей.
• Диагностика семейного неблагополучия.
• Критерии и показатели неблагополучия ребенка в приемной семье.
• Профилактика социального сиротства.
• Проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• Система воспитания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
• Технологии сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Но окончательно закрепилось у меня сознание, что это – стоющее, после знакомства с их публикациями (особенно, И.А.Бобылевой, б. зав. лабораторией, а сейчас эксперта фонда «Расправь крылья») и тем, какую работу лаборатория и фонд развернули в Смоленской области (подготовка к социализации в детдомах и помощь выпускникам) – об этом позднее отдельно.

2. Институт коррекционной педагогики РАО
В его работу я вникать не стал. Направленность очевидна. Актуальность ее для нашей темы – тоже.

3. Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства. www.eii.ru/
Если институты РАО пришли еще из советского времени, то ИРАВ – новообразование. Создан в 1998 году на основе возникшей 10-ю годами раньше инициативной группы ученых из Института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР под руководством проф. Л.А. Чистович, занявшейся методами раннего выявления у детей нарушений слуха и зрения.
Сейчас направления работы формулируются так:
• Обучение специалистов современным методам работы с детьми раннего возраста, включая детей группы социального и биологического риска, и также детей с различными нарушениями;
• Проведение профессиональных супервизий для специалистов, работающих в службах раннего вмешательства
• Отработка и реализация программ раннего вмешательства для семей с детьми биологического риска и детьми с установленными нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, группы социализации, родительские клубы;
• Диагностика нарушений: точная оценка слуха, функционального зрения, двигательного, когнитивного, коммуникативного и социально-эмоционального развития ребенка;
• Информационная поддержка родителей и специалистов — сбор современной информации и консультирование родителей и специалистов об особенностях развития детей с функциональными нарушениями, о социально-эмоциональных потребностях детей раннего возраста, программах раннего вмешательства /абилитации в Санкт-Петербурге, Российской Федерации и других странах мира, о технических вспомогательных средствах и вспомогательных технологиях.
• Организация поддержки социального включения детей-инвалидов и их семей в жизнь общества: организация перехода детей с нарушениями развития в детские сады, сопровождение детей в детских садах, индивидуальный подбор технических вспомогательных средств и вспомогательных технологий для детей с двигательными проблемами, с проблемами в коммуникации, с когнитивными проблемами, с нарушениями слуха и зрения;
• Проведение научно-практических и социологических исследований в области раннего вмешательства
• Создание и распространения методических материалов, написание и издание литературы по раннему вмешательству для специалистов и родителей.
А еще они курируют и дистанционно консультируют специалистов множества региональных центров лечебной педагогики. «За 20 лет успешной работы сотрудниками Института было обследовано более 20 000 детей раннего возраста. Свыше 2000 семей были включены в интенсивные программы раннего вмешательства, ежегодно порядка 700 семей получали консультации специалистов Института. Специалистами Института были отработаны методы раннего выявления нарушений слуха и зрения у детей, собраны нормы и создана русская версия компьютерной программы для оценки уровня развития детей от рождения до 3,5 лет, основанная на KID и RCDI шкалах, отработаны методы работы с детьми с различными нарушениями, детьми групп биологического и социального риска и их семьями». Нет оснований не верить. Люди работают.

4. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Этот институт – в Кургане, это юг Урала. Возник на базе местного Института повышения квалификации учителей. Сейчас разросся и развернул много чего.
Сиротская тема для него – не профильная. Но среди «социальных проектов» есть проект «Территория детства», с очень четкой и убедительной программой работы по его реализации – проблемы, цели, задачи, пути решения и ожидаемые результаты:
Проблемное поле
1.Неэффективное использование возможностей учреждений различной ведомственной принадлежности в решении вопроса обеспечения услугами дошкольного содержания и воспитания детей.
2.«Пробуксовка» внедрения межведомственного подхода к организации профилактики семейного неблагополучия, единой технологии раннего выявления и сопровождения детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом.
3.Отсутствие системы профилактики негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни у детей, семей с детьми.
Цель
Внедрение эффективных межведомственных механизмов своевременного выявления и комплексного решения проблем детского населения в триаде «здоровье - развитие - безопасность», обеспечивающих заботу о каждом ребенке
Задачи
1. Разработать и внедрить механизмы взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности с целью расширения спектра услуг дошкольного содержания и воспитания детей.
2. Разработать и внедрить на региональном и муниципальном уровнях единую технологию раннего выявления и сопровождения детей, чьи права нарушены.
3. Внедрить межведомственный подход к организации (осуществлению) профилактики семейного неблагополучия.
4. Систематизировать межведомственную деятельность по профилактике негативных социальных явлений, формированию ценности здорового образа жизни у детей.
Целевая группа
Детское население (возраст 0-18 лет) Курганской области, проживающее в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также специалисты органов и учреждений системы профилактики различной ведомственной принадлежности, занятые в работе с семьями и детьми
Основные пути решения
1) Внедрение новых форм обеспечения организованного досуга и занятости детей дошкольного возраста на базе учреждений различной ведомственной принадлежности, силами специалистов различных ведомств
2) Оптимизация деятельности межведомственного консультационного пункта с целью увеличения числа учреждений, оказывающих услуги дошкольного содержания и воспитания детей.
3) Использование во всех учреждениях системы профилактики единой технологии «раннего выявления» семей на ранней стадии семейного неблагополучия
4) Коррекция и распространение технологии «сопровождения семьи междисциплинарной бригадой» за счет создания регионального центра сопровождения процесса внедрения технологии
5) Разработка и реализация комплексного межведомственного плана мероприятий по профилактике негативных социальных явлений и формирования у детей ценности здорового образа жизни
6) Привлечение детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, к социально-значимым мероприятиям
7) Создание межведомственной системы информационного обеспечения населения по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, планирования семьи, предупреждения нежелательной беременности, предоставления несовершеннолетним в доступной для них форме информации об охране репродуктивного здоровья, подготовке к семейной жизни
8) Создание ресурсного центра для сопровождения межведомственной деятельности по профилактике негативных социальных явлений в детско- подростковой среде.
9) Развитие волонтерского движения
Пилотные площадки
г. Курган, Куртамышский, Белозерский районы.
Ожидаемые результаты
- оптимизация межведомственного взаимоинформирования и планирования мероприятий
- увеличение числа альтернативных учреждений, решающих вопросы обеспечения услугами дошкольного содержания и воспитания детей
- увеличение числа учреждений, реализующих технологию «раннего выявления» и/или «сопровождения» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- увеличение числа специалистов, участвующих в технологии «раннего выявления» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- увеличение числа специалистов, участвующих в технологии «сопровождения» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- снижение числа семей с детьми в социально опасном положении
- увеличение числа выявленных детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом на ранней стадии семейного неблагополучия
- повышение компетентности и увеличение числа специалистов, участвующих в организации работы по профилактике негативных социальных явлений, в т.ч.: табакокурения, наркомании, алкоголизма, неоптимального репродуктивного поведения
- увеличение числа детей, охваченных мероприятиями по профилактике негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни
- увеличение числа семей с детьми, охваченных мероприятиями по профилактике негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни
- создание Банка межведомственных образовательных программ
- обобщенный опыт адресной социальной работы с детьми и молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
- активизация волонтерского движения
- методические рекомендации из опыта реализации использованных инновационных технологий
- фиксирование положительных моделей социального поведения и системы ценностей в детской и подростковой среде
Социальные эффекты
- % детей дошкольного возраста, охваченных услугами дошкольного содержания и воспитания детей от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- % детей дошкольного возраста, охваченных вариативными формами дошкольного содержания и воспитания детей от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- % детей дошкольного возраста, охваченных услугами социально-досуговой комнаты, игротерапевтического кабинета, релаксационной комнаты, отделения дневного пребывания от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- уменьшение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детского населения
- снижение случаев лишения родительских прав
- уменьшение доли социально неблагополучных семей в общем количестве семей Курганской области
- уменьшение доли социальных сирот от общей численности детского населения
- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения
- удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков (алкоголя и т.п) в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних (%)
- снижение числа абортов у девочек в возрасте до 14 лет, 15-17 лет
- число абортов у первобеременных несовершеннолетних
-увеличение количества несовершеннолетних, охваченных разными формами пропаганды здорового образа жизни
- увеличение доли обучающихся Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся Курганской области (%).

Пятым (а может быть, и передвинув в начало), надо бы назвать Институт развития семейного устройства (ИРСУ) Людмилы Петрановской, но он, как я понимаю, пока находится в процессе становления - как нечто большее, чем деятельность самой Петрановской. Об этой деятельности можно читать в ее журнале и конкретно о проекте института здесь.
Tags: Россия, дети, исследование, образование
Subscribe

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments