Сироты 42: Нерехта и Солигалич
Подошел к теме, которую принято считать самой печальной – коррекционные школы интернаты для умственно отсталых (VIII вида). Почти все они вынесены подальше, на периферию Костромской области (одна в Костроме, но из-за разнобоя в информации я ее пропустил).
Вот карта районов:
Перемещаюсь в сторону удаления от Костромы.
Первые впечатления подтверждают мрачные ожидания.
Нерехтский район – крайний юго-запад, южнее Костромы.
Основана в 1961 году.
Сайта школы не нашел (плохой признак), данные - с сайта благотворительного фонда «Весна в сердце», опекающего интернат.
137 или, по другим данным, 144 детей (рассчитана на 150), от 4 до 17. Как сироты, так и дети из малообеспеченных, кризисных семей. Много детей (т.е. не все?) с отклонениями в умственном развитии.
3 здания: основное здание, прачечная, гараж. Есть подсобное хоз-во: участок для выращивания овощей, также кабинет труда. Библиотека.
Но, по описанию работников того же фонда, капитального ремонта в учреждение не было долгие десятилетия, ежегодный ремонт заключается в покраске полов и покраске стен. «Внутреннее убранство, а это и парты, шторы, ковры, стулья, диванчики и т.п., напоминают школы в "глухих" деревнях, позабытых цивилизацией».
Журналист «Свободной прессы» пишет примерно то же, добавляя, «воспитанникам интерната требуются одежда, обувь, одеяла, подушки, постельное бельё, полотенца, чашки, тарелки и ложки. Требуется практически всё, необходимое для существования. И, разумеется, пища».
Очевидно снижение уровня проблем: здесь не идет речь о педагогических новациях, речь о минимально необходимом для жизни. Пока не совсем ясно, почему.
На сайте цитированного фонда отчеты о двух поездках в интернат, один – с фотороликом.
Пару фотографий детей я скопировал:
По близости к Костроме следующее место – Солигалич, на северо-западе области.
И тут же неожиданность: здесь все, как будто бы, по-другому. Во-первых, есть свой сайт, точнее страничка на сайте «Образование в Костромской области». Он не доделан, но то, что есть впечатляет. (Кстати есть и свой блог, куда заходят и выпускники).
В 2008-09 был 81 воспитанник (61 сироты, 20 имеющие родителей), в 2009-2010 – 84.
Приведена таблица причин попадания в интернат за три последних года.
Персонал: 14 учителей, 14 воспитателей, логопед, педагог-психолог, педагог-организатор внеклассной работы, социальный педагог.
В 2008-2009 было 33 инвалида, из них три учились в классе для детей с тяжелой умственной отсталостью.
На странице социального педагога рассказано о занятиях по индивидуальным программам и вовлечении инвалидов в разные внеклассные мероприятия и кружки, участии в ежегодном районном фестивале «Поверь в себя!». В основном, это социальные сироты. Интернат заботится об их будущем финансовом обеспечении (оформление инвалидности, алименты), профобучении и устройстве тех, кто не сможет устроиться в жизни, в инвалидные дома.
Говорится о работе по возвращению в родные семьи (за три года трое) и устройстве в приемные семьи.
Важная оговорка:
«Но в устройстве детей в семьи временного пребывания (особенно к родственникам) есть свои плюсы и свои минусы. Конечно, неплохо, что дети знают своих родных, могут общаться с ними. Но мы знаем, что детей изымают из неблагополучной семьи и зачастую весь круг близких родных тоже не очень благополучен. Поэтому, если ребенок через три месяца летних каникул возвращается от родных, то его долго приходится заново приучать к дисциплине и порядку, что создает определенные трудности».
Для подготовки к самостоятельной жизни – профориентация, устройство на работу в каникулы. В старших классах – знакомство с вакансиями на рынке труда, ознакомительные экскурсии на предприятия, встречи с работающими выпускниками.
Интернат помогает устройству выпускников в профучилища области. И опять характерная оговорка: «Выпускники, у которых родители не лишены родительских прав, практически никто после окончания школы не получает в дальнейшем специальность. Так как в основном это семьи малообеспеченные и у родителей нет возможности отправить своего ребенка куда-то. Так, эти дети остаются предоставленные сами себе».
Еще одна таблица – куда идут по выходе из интерната.
Начиная этот постинг, я надеялся, что расскажу в нем обо всех интернатах области – не тут-то было: у каждого свое лицо и своя судьба. Поучительная. Так что, о других – в следующем (-их).
А здесь еще – фотографии, благо их много.

И сравните: если на фото детей из Нерехты диагноз был отчетливо виден, то здесь я не замечаю никаких признаков умственной отсталости (кроме, фотографии занятия по лечебной физкультуре). Что это? Слабые проявления, не видные непрофессионалу? Преувеличенный диагноз?
Вот карта районов:
Перемещаюсь в сторону удаления от Костромы.
Первые впечатления подтверждают мрачные ожидания.
Нерехтский район – крайний юго-запад, южнее Костромы.
Основана в 1961 году.
Сайта школы не нашел (плохой признак), данные - с сайта благотворительного фонда «Весна в сердце», опекающего интернат.
137 или, по другим данным, 144 детей (рассчитана на 150), от 4 до 17. Как сироты, так и дети из малообеспеченных, кризисных семей. Много детей (т.е. не все?) с отклонениями в умственном развитии.
3 здания: основное здание, прачечная, гараж. Есть подсобное хоз-во: участок для выращивания овощей, также кабинет труда. Библиотека.
Но, по описанию работников того же фонда, капитального ремонта в учреждение не было долгие десятилетия, ежегодный ремонт заключается в покраске полов и покраске стен. «Внутреннее убранство, а это и парты, шторы, ковры, стулья, диванчики и т.п., напоминают школы в "глухих" деревнях, позабытых цивилизацией».
Журналист «Свободной прессы» пишет примерно то же, добавляя, «воспитанникам интерната требуются одежда, обувь, одеяла, подушки, постельное бельё, полотенца, чашки, тарелки и ложки. Требуется практически всё, необходимое для существования. И, разумеется, пища».
Очевидно снижение уровня проблем: здесь не идет речь о педагогических новациях, речь о минимально необходимом для жизни. Пока не совсем ясно, почему.
На сайте цитированного фонда отчеты о двух поездках в интернат, один – с фотороликом.
Пару фотографий детей я скопировал:
По близости к Костроме следующее место – Солигалич, на северо-западе области.
И тут же неожиданность: здесь все, как будто бы, по-другому. Во-первых, есть свой сайт, точнее страничка на сайте «Образование в Костромской области». Он не доделан, но то, что есть впечатляет. (Кстати есть и свой блог, куда заходят и выпускники).
В 2008-09 был 81 воспитанник (61 сироты, 20 имеющие родителей), в 2009-2010 – 84.
Приведена таблица причин попадания в интернат за три последних года.
| Родители | Лишены род. прав |
Умерли | В закл. | Недеесп. | Род. не лиш. прав |
На лечении | |
| 2007/08 | 76 | 39 | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 2008/09 | 81 | 38 | 7 | 1 | 1 | 5 | 1 |
| 2009/10 | 84 | 40 | 10 | 3 | 3 | 1 |
Персонал: 14 учителей, 14 воспитателей, логопед, педагог-психолог, педагог-организатор внеклассной работы, социальный педагог.
В 2008-2009 было 33 инвалида, из них три учились в классе для детей с тяжелой умственной отсталостью.
На странице социального педагога рассказано о занятиях по индивидуальным программам и вовлечении инвалидов в разные внеклассные мероприятия и кружки, участии в ежегодном районном фестивале «Поверь в себя!». В основном, это социальные сироты. Интернат заботится об их будущем финансовом обеспечении (оформление инвалидности, алименты), профобучении и устройстве тех, кто не сможет устроиться в жизни, в инвалидные дома.
Говорится о работе по возвращению в родные семьи (за три года трое) и устройстве в приемные семьи.
Важная оговорка:
«Но в устройстве детей в семьи временного пребывания (особенно к родственникам) есть свои плюсы и свои минусы. Конечно, неплохо, что дети знают своих родных, могут общаться с ними. Но мы знаем, что детей изымают из неблагополучной семьи и зачастую весь круг близких родных тоже не очень благополучен. Поэтому, если ребенок через три месяца летних каникул возвращается от родных, то его долго приходится заново приучать к дисциплине и порядку, что создает определенные трудности».
Для подготовки к самостоятельной жизни – профориентация, устройство на работу в каникулы. В старших классах – знакомство с вакансиями на рынке труда, ознакомительные экскурсии на предприятия, встречи с работающими выпускниками.
Интернат помогает устройству выпускников в профучилища области. И опять характерная оговорка: «Выпускники, у которых родители не лишены родительских прав, практически никто после окончания школы не получает в дальнейшем специальность. Так как в основном это семьи малообеспеченные и у родителей нет возможности отправить своего ребенка куда-то. Так, эти дети остаются предоставленные сами себе».
Еще одна таблица – куда идут по выходе из интерната.
| 2007/08 | 2008/09 | 2009/10 | |
| В родную семью | 1 | 1 | 1 |
| В приемную семью | 8 | 2 | 3 |
| В дом инвалидов | – | – | 1 |
| Под опеку | 3 | 2 | |
| В училище | 7 | 8 |
Начиная этот постинг, я надеялся, что расскажу в нем обо всех интернатах области – не тут-то было: у каждого свое лицо и своя судьба. Поучительная. Так что, о других – в следующем (-их).
А здесь еще – фотографии, благо их много.
И сравните: если на фото детей из Нерехты диагноз был отчетливо виден, то здесь я не замечаю никаких признаков умственной отсталости (кроме, фотографии занятия по лечебной физкультуре). Что это? Слабые проявления, не видные непрофессионалу? Преувеличенный диагноз?