Отказники (в роддоме) и подкидыши. Младенцы, родители которых лишены прав по другим причинам, кроме их собственного отказа. Дети находящихся в заключении, в том числе родившиеся в заключении, если их матери не лишены родительских прав, – не сироты. Но поскольку они, если не оставлены родственникам, содержатся в тюремных домах ребенка, то о них можно припомнить тут же.
Причины попадания детей в эту категорию – те же, что причины семейного неблагополучия: нищета, социальная неустроенность; алкоголизм и наркомания; неготовность к родительству, страх перед ним; отсутствие помощи – всяческой.
Из роддома, больницы или с улицы такой младенец попадает в дом ребенка. Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения. Существуют на бюджетные средства и пожертвования. Они бывают «обычными» (для предположительно здоровых детей) и специализированным – для больных (сколиозом, пороками сердца, неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и др.). Рассчитаны на пребывание там до трех лет, но иногда задерживаются до 4-х. Далее, если ребенка не усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, его отправляют в детский дом.
Для представления о масштабах: на 2010 год в России по данным Росстата было 227 домов ребенка и в них содержалось 17,5 тыс. детей.
А теперь о самом главном. Я сейчас оставляю без рассмотрения такие вопросы, как финансирование этих учреждений, их оборудованность и обеспеченность квалифицированным персоналом. Предположим, что со всем этим полный порядок. Главное – это то, в общем-то, веками известное обстоятельство, что маленькому ребенку необходим единственный взрослый, который любит именно его и находится с ним в практически непрерывном общении – мама. В отсутствии и при нарушениях такого общения – это уже наблюдения и обобщения специалистов – развиваются так называемые «расстройства привязанности», очень плохо поддающиеся исцелению. Они могут возникать и при жизни ребенка в родной семье, из-за неправильного поведения матери, но, поскольку «РП формируются практически с рождения ребёнка, а их манифестные клинические проявления очевидны в возрасте 6–8 месяцев жизни. Наиболее ярко типы РП определяются в возрасте от года до 3–4 лет», то в доме ребенка, где мамы нет, а по няне каждому ребенку обеспечить не получается, РП гарантировано.
Мыслимы два выхода (совместимых): 1) радикальная, очень дорогостоящая реорганизация этих учреждений, так чтобы на каждого младенца приходилось по «маме» (я читал про такое заведение во Франции, сейчас нет книги под рукой) и 2) усыновление и другие формы семейного устройства. «Процент семейного устройства детей до трех лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами …, в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину» («Сиротство в России», там приведена и соответствующая статистика).
Сказанное, надо иметь в виду, относится только к относительно здоровым детям. Усыновление тяжелобольных, инвалидов у нас вещь редкая. И причины – всё те же (см. предыдущий пост); прежде всего, дорогая медицина, отсутствие реальной помощи – материальной и всякой прочей, отсутствие организационных форм, облегчающих оставление ребенка в семье и одновременно получение им полноценного лечения.
Сейчас они попадают в коррекционные интернаты. Что это такое, я еще повыясняю, но даже если предположить лучшее, судьба этих детей печальна. Та коррекция, которая составляет назначение этих интернатов, вещь, как сообщается, почти небывалая: из этих учреждений в обычную жизнь уже не возвращаются*.
И в этой связи еще один порок существующей системы, больно бьющий по детям: необоснованные диагнозы. Неразвитость ребенка, те же самые расстройства привязанности, возникшие в дурной семье или доме ребенка, квалифицируются как патология и основание для помещения в коррекционный интернат. И обычно уже без возврата.
Мне кажется, что то, что не удается до конца расслышать в фильме про девочку, которую откуда-то вызволили и взяли в Островский дом ребенка, это как раз про счастливое исключение…
Ну, и чтобы не потерять – про тюремные дома ребенка.
Уголовно-исправительный кодекс (1997, последняя редакция 2007). Статья 100. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей
1. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. 2. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. 3. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью. 4. Осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь.
Мне попалось описание такого дома в Челябинской тюрьме 2006 года, сделанное монахиней из католической благотворительной организации «Каритас». Это страшно. Стало ли лучше, я не знаю.
UPD. * Про коррекционные интернаты не вполне верно. Не могу судить обо всех, но тем, в которых бывал (в Смоленской области), многое удается - большинству дать образование, достаточное, чтобы работать, а кого-то даже и реабилитировать для получения среднего образования в обычной школе. Вот здесь, например, о Ярцевской школе-интернате - http://gignomai.livejournal.com/608966.html, http://gignomai.livejournal.com/609100.html, http://gignomai.livejournal.com/609474.html, http://gignomai.livejournal.com/609669.html, http://gignomai.livejournal.com/610233.html, http://gignomai.livejournal.com/671438.html и четыре следующих, а здесь о Демидовской - http://gignomai.livejournal.com/676458.html и два следующих. Обе для детей с умственной отсталостью.