gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Сироты 36: первый шаг в сиротство

Здесь ситуации совсем маленького, младенца, и ребенка постарше настолько разные и по причинам потери, и по ее последствиям, что их нужно рассматривать раздельно. Сейчас – о самых маленьких. Кто это?
Отказники (в роддоме) и подкидыши. Младенцы, родители которых лишены прав по другим причинам, кроме их собственного отказа. Дети находящихся в заключении, в том числе родившиеся в заключении, если их матери не лишены родительских прав, – не сироты. Но поскольку они, если не оставлены родственникам, содержатся в тюремных домах ребенка, то о них можно припомнить тут же.
Причины попадания детей в эту категорию – те же, что причины семейного неблагополучия: нищета, социальная неустроенность; алкоголизм и наркомания; неготовность к родительству, страх перед ним; отсутствие помощи – всяческой.
Из роддома, больницы или с улицы такой младенец попадает в дом ребенка. Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения. Существуют на бюджетные средства и пожертвования. Они бывают «обычными» (для предположительно здоровых детей) и специализированным – для больных (сколиозом, пороками сердца, неврологическими заболеваниями, с ВИЧ-инфекцией и др.). Рассчитаны на пребывание там до трех лет, но иногда задерживаются до 4-х. Далее, если ребенка не  усыновили или не взяли для семейного устройства в иной форме, его отправляют в детский дом.
Для представления о масштабах: на 2010 год в России по данным Росстата было 227 домов ребенка и в них содержалось 17,5 тыс. детей.

А теперь о самом главном. Я сейчас оставляю без рассмотрения такие вопросы, как финансирование этих учреждений, их оборудованность и обеспеченность квалифицированным персоналом. Предположим, что со всем этим полный порядок. Главное – это то, в общем-то, веками известное обстоятельство, что маленькому ребенку необходим единственный взрослый, который любит именно его и находится с ним в практически непрерывном общении – мама. В отсутствии и при нарушениях такого общения – это уже наблюдения и обобщения специалистов – развиваются так называемые «расстройства привязанности», очень плохо поддающиеся исцелению. Они могут возникать и при жизни ребенка в родной семье, из-за неправильного поведения матери, но, поскольку «РП формируются практически с рождения ребёнка, а их манифестные клинические проявления очевидны в возрасте 6–8 месяцев жизни. Наиболее ярко типы РП определяются в возрасте от года до 3–4 лет», то в доме ребенка, где мамы нет, а по няне каждому ребенку обеспечить не получается, РП гарантировано.
Мыслимы два выхода (совместимых): 1) радикальная, очень дорогостоящая реорганизация этих учреждений, так чтобы на каждого младенца приходилось по «маме» (я читал про такое заведение во Франции, сейчас нет книги под рукой) и 2) усыновление и другие формы семейного устройства.  «Процент семейного устройства детей до трех лет в России максимален по сравнению с более старшими возрастами …,  в этом отношении Дома ребенка являют собой относительно благополучную картину» («Сиротство в России», там приведена и соответствующая статистика).
Сказанное, надо иметь в виду, относится только к относительно здоровым детям. Усыновление  тяжелобольных, инвалидов у нас вещь редкая. И причины – всё те же (см. предыдущий пост); прежде всего, дорогая медицина, отсутствие реальной помощи – материальной и всякой прочей, отсутствие организационных форм, облегчающих оставление ребенка в семье и одновременно получение им полноценного лечения.
Сейчас они попадают в коррекционные интернаты. Что это такое, я еще повыясняю, но даже если предположить лучшее, судьба этих детей печальна. Та коррекция, которая составляет назначение этих интернатов, вещь, как сообщается, почти небывалая: из этих учреждений в обычную жизнь уже не возвращаются*.
И в этой связи еще один порок существующей системы, больно бьющий по детям: необоснованные диагнозы. Неразвитость ребенка, те же самые расстройства привязанности, возникшие в дурной семье или доме ребенка, квалифицируются как патология и основание для помещения в коррекционный интернат. И обычно уже без возврата.
Мне кажется, что то, что не удается до конца расслышать в фильме про  девочку, которую откуда-то вызволили и взяли в Островский дом ребенка, это как раз про счастливое исключение…

Ну, и чтобы не потерять – про тюремные дома ребенка.
Уголовно-исправительный кодекс (1997, последняя редакция 2007). Статья 100. Особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей
1. В исправительных учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут организовываться дома ребенка. В домах ребенка исправительных учреждений обеспечиваются условия, необходимые для нормального проживания и развития детей. Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничения. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми. 2. С согласия осужденных женщин их дети могут быть переданы родственникам или по решению органов опеки и попечительства иным лицам либо по достижении детьми трехлетнего возраста направлены в соответствующие детские учреждения. 3. Если ребенку, содержащемуся в доме ребенка исправительного учреждения, исполнилось три года, а матери до окончания срока отбывания наказания осталось не более года, администрация исправительного учреждения может продлить время пребывания ребенка в доме ребенка до дня окончания срока отбывания наказания матерью. 4. Осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период оказывается специализированная медицинская помощь.
Мне попалось описание такого дома в Челябинской тюрьме 2006 года, сделанное монахиней из католической благотворительной организации «Каритас». Это страшно. Стало ли лучше, я не знаю.

UPD. * Про коррекционные интернаты не вполне верно. Не могу судить обо всех, но тем, в которых бывал (в Смоленской области), многое удается - большинству дать образование, достаточное, чтобы работать, а кого-то даже и реабилитировать для получения среднего образования в обычной школе. Вот здесь, например, о Ярцевской школе-интернате - http://gignomai.livejournal.com/608966.html, http://gignomai.livejournal.com/609100.html, http://gignomai.livejournal.com/609474.html, http://gignomai.livejournal.com/609669.html, http://gignomai.livejournal.com/610233.html, http://gignomai.livejournal.com/671438.html и четыре следующих, а здесь о Демидовской - http://gignomai.livejournal.com/676458.html и два следующих. Обе для детей с умственной отсталостью.


 
Tags: Россия, больные дети, дети, детский дом
Subscribe

  • С кем воюем?

    Я в обычной для меня роли Вопрошателя (возомнил себя "Сократом")). Что есть "коллективный Запад" и есть ли такое? Кто…

  • Кто готов вместе думать?

    Пригласив уехавшего из России друга принять участие в новосозданном сообществе osnovaniya, получил такой вот замечательный ответ: «Деятельное…

  • Что это такое

    Меня тут обвинили, в том, что я подыскиваю оправдания для войны («Если я правильно понял, то Ваш предмет разговора (наконец он обозначился) - поиск…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • С кем воюем?

    Я в обычной для меня роли Вопрошателя (возомнил себя "Сократом")). Что есть "коллективный Запад" и есть ли такое? Кто…

  • Кто готов вместе думать?

    Пригласив уехавшего из России друга принять участие в новосозданном сообществе osnovaniya, получил такой вот замечательный ответ: «Деятельное…

  • Что это такое

    Меня тут обвинили, в том, что я подыскиваю оправдания для войны («Если я правильно понял, то Ваш предмет разговора (наконец он обозначился) - поиск…