gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Сироты 35: начинать со спасения семей

Я уже несколько раз пытался почетче уяснить и сформулировать свою задачу. Одна из этих формулировок выглядела так: составить перечень проблем, выяснив по возможности, от кого и чего зависит их решение. Другая: составить программу решения всей совокупности проблем сиротства. Третья:  сотворить «проект для царя», т.е. для тех, кто властен что-то менять масштабно и радикально.
Понятно, что это разные стороны одной работы. А занимался я пока в основном анализом ситуации, уяснением того, как обстоят дела. И в последнее время сосредоточился на детдомах, отчасти из полемических соображений.
А сейчас хочу вернуться к первой формулировке: свести воедино и по возможности систематизировать всю совокупность задач и проблем. Все по отдельности многократно отмечалось исследователями, журналистами, блогерами. Особенно мне помогли интервью с экспертами, приведенные в упоминавшейся мною анонимной книге «Сиротство в России».
Условно разобью их на группы – по этапам сиротского пути, по категориям детей, по формам устройства – как получится. И начну с того, что предшествует сиротству и его порождает –
«Неблагополучные семьи» (так их принято называть в документах), т.е. те семьи, которые не смогли, не захотели или были лишены права воспитывать своих детей.
Одна группа причин неблагополучия – это нищета, низкий социальный статус. Молодые матери-одиночки, многодетные семьи, не справляющиеся с недешевой задачей выращивания детей, безработные, мигранты (эти группы пересекаются)…
Очень часто семьи алкоголиков и наркоманов – в этом случае велика вероятность, что дети еще и больные. Эта группа во многом вербуется из первой.
Третий фактор – культурная деградация: разрушение семейных ценностей. Если глубже, то за этим и «уход» воспитания из школы, и гнусные СМИ, и общий «климат» в стране.
Четвертый (не знаю динамики) – криминальная обстановка, небезопасность детства, напрягающая родителей заботами, которые не всем посильны.
Все перечисленное выводит за пределы собственно сиротской и даже семейно-детской темы. Это вопросы социальной, экономической и культурной политики. Но есть и прямые изъяны сиротской системы и политики. Это –
Пятое. Отсутствие поддержки семей, которым трудно, – материальной, психологической, организационной. Особенно это относится к семьям с больными детьми – система вынуждает их отдавать детей в коррекционные интернаты, о которых еще предстоит поговорить.
И шестое. Карательный уклон детозащитных органов (который еще и грозит усилиться введением у нас ювенальной юстиции). Вообще-то в Семейном кодексе (статьи 67-77) всё написано вроде бы правильно: оговорено, что лишение родительских прав является крайней мерой, и перечислены ситуации, когда приходится это делать, предусмотрена такая промежуточная мера, как ограничение родительских прав, и оговорена возможность отмены того и другого. И все равно, как сообщают, органы опеки часто норовят забрать детей из неблагополучной семьи, не умея или не имея возможности ей помочь. Эта проблема – сохранения контактов с родителями и обратимости распада семьи – имеет продолжение и после помещения ребенка в «казенный дом», но это нужно рассматривать отдельно, с учетом различий между детдомом и социально-реабилитационным центром (приютом).
Многое придумано и продумано в том, как решать эти проблемы. Кроме разного рода консультационной помощи, впечатляют две идеи (их в своем замечательном интервью в упомянутой книге «Сиротство в России» высказывает Елена Альшанская из фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»). Первая – зарплата и трудовой стаж многодетным родителям и родителям, воспитывающих детей-инвалидов (цитирую: «Если многодетная мама – то пусть ей платят заработную плату как воспитателю. Если ребенок – инвалид, то заработную плату сиделки. И тогда у мамы появляется выбор: пойти самой работать, и оплачивать сиделку или няню, либо получать заработную плату за свою работу как мамы»). Вторая – вместо коррекционных интернатов, куда «сдают» детей фактически навсегда и фактически теряя с ними связь, создавать детские сады и школы, куда бы не отдавали, а приводили детей. Впечатляют – написал я, хотя надо бы еще подумать, всегда ли и в какой мере это реализуемо. К тому же, я, в отличие от Альшанской, в коррекционные школы-интернаты еще не заглядывал.
Такова первая проблемная область. Всего я предварительно насчитал пять.
Tags: Россия, дети, семья
Subscribe

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Лейбниц, Кант и моя жена, или Философия и Жизнь

    На прогулке спросил у Тани, кто, как ей кажется, прав в споре Канта с Лейбницем — Лейбниц, утверждающий, что не может быть двух абсолютно одинаковых…

  • Кант против Лейбница

    Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она…

  • Фихте о Лейбнице

    «Лейбниц мог быть убежденным, ибо, будучи правильно понят — он прав, а почему бы ему не понимать самого себя правильно? Если величайшая легкость и…