С тех пор я побывал в действительно замечательных интернатах, таких как Киреевский в Тульской области, и во множестве очень неплохих. Есть и плохие (хотя не встречал, таких, которые бы соответствовали создаваемому "энтузиастами" черному образу), Углубилось и видение проблем - как общих, системных, так и частных. Их решением на теперешнем этапе занимается Проектно-исследовательский центр "Дом Детства". Следите за нашей работой и - присоединяйтесь!
Меня просили рассказать о хороших детдомах в России. И я уже знаю, где их искать – в Костромской области, о которой уже писал. Область, конечно, совсем не типичная, но и хороший детдом, очевидно, не типичен. Область, по всяким рейтингам, из числа сравнительно благополучных, с высокой рождаемостью и по специально сиротским показателям (см. первую ссылку) примерно посередине. Близость от Москвы и роль Костромы в истории России – тоже преимущество, некоторым домам даже президентская администрация оказывала внимание.
И узнать о детских учреждениях можно довольно много и подробно – и на сайтах ведомств, Департамента социальной защиты и Департамента образования и науки, и на их собственных сайтах (у большинства есть).
Что меня интересовало? (Это я заодно готовлюсь к задуманному анкетированию).
- Специализация учреждения, для кого оно (здоровых или больных, каких больных)
- Численность и состав детей
- Численность, состав и квалификация персонала
- То, что принято называть «материальной базой» – дом, участок, хозяйство, оборудование для быта, хозяйства и занятий
- Отдельный вопрос: животные, возможность ухода за ними
- Где учатся воспитанники
- Чем они заняты, помимо регулярной учебы, как отдыхают
- Отдельный вопрос: занятия искусством – живописью, музыкой (инструменты!)
- Отдельный вопрос: физические упражнения, спорт (площадки, тренажеры)
- Отдельный вопрос: участие воспитанников в труде – внутри учреждение и вне его
- Открытость учреждения – во внешний мир и для внешнего мира, внешние контакты
- Возможности проявления самостоятельности
- Возможности уединения, privacy
- Специальные программы, необычные формы организации жизни.
- Сохранение связи с выпускниками – и тем самым, осведомленность об их судьбе
- Работа по семейному устройству
17. Представления администрации о миссии дома
18. Представления о желаемом образе выпускника
19. Представления о путях возможного развития.
Вот как-то так.
В следующем посте просмотрю-покажу по очереди семь детских домов.