gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Сироты 26: концентрируюсь

Те, кто следит, помнит, что я с самого начала поставил под сомнение справедливость войны против детских домов и обосновал свое сомнение. Сейчас, посмотрев-подумав, я уже заявляю не сомнение, а жесткую позицию несогласия с детдомофобами.
Правда, и критики уже не так категоричны, они не отрицают детских домов «с человеческим лицом», хотя бы в качестве временного пристанища перед непременным «семейным устройством».
Особенно жалко выглядят метания начальствующих. Вот высказывания Павла Астахова.
В феврале 2012 он «предлагает закрыть большинство детских домов, а освобожденные средства передать приемным семьям».
В марте 2013: «вести речь о полном исчезновении детских домов пока рано, но сократить их число вдвое к 2018 году вполне реально. Суть программы в том, что деньги, выделяемые на детские дома, надо вернуть обратно в семью и не допустить изъятия ребенка оттуда».
И в марте же Дума поддерживает его предложение о разукрупнении, т.е. чтоб их было побольше, а они были поменьше.
Все три «идеи» высказаны с отсылкой к программе «Россия без сирот», которая по словам «омбудсмена» должна быть совсем не такой, как все прежние «федеральные и ведомственные целевые программы», кончившиеся пшиком.
Ладно, Астахов не интересен, он человек без идей и позиции. Но вот в клевету на идею детского дома, задурившую головы и профессионалам, пора забить осиновый кол.
Мои аргументы (некоторые уже высказывал, повторю):

  1. К синдрому «реактивного нарушения привязанности» (RAD, МКБ-10) детские дома прямого отношения не имеют. Это феномен младенчества, проведенного без «своего» взрослого, в «доме ребенка» – совсем другого типа учреждении! В детском доме о проблемах общения с взрослыми нужно говорить совсем в других терминах и решать их совсем по-другому.

  2. Отсутствие «семейной атмосферы», «ребенку нужна семья». Да кто же спорит с тем, что лучше бы родители рано не умирали, не пили, не кололись (поддержите Ройзмана) и дети бы оставались в своих семьях. Но вот он уже есть, сирота, и, как все признают, в отличие от младенца шансов на усыновление у него не много. Поэтому вопрос – в том, что и как можно сделать в детском доме. Я приводил зарубежные примеры творчества форм на фундаменте интернатного учреждения и обязательно отыщу и другие примеры, в том числе и у нас. Если мы хотим, чтобы искусственно организуемая форма воспроизводила важнейшие черты естественного (в основном естественного, на самом деле отчасти организуемого) института семьи, нужно эти черты выделить (кто это сделал?) – и искать им «протезы», как и делают, например, в приведенных мною израильских примерах.

  3. Довод о напрасно затраченных деньгах, которые лучше бы отдать семьям, чтобы они не распадались, – вообще чепуха. Это примерно то же, что пришедшее в институт, где я служу, распоряжение повысить в разы зарплату за счет внутренних резервов. Денег и в помощь нуждающимся семьям, и детдомам нужно давать столько, сколько нужно (если они есть, а вроде бы есть).

Это в опровержение клеветы, а теперь – хвала детскому дому (слово, кстати, какое хорошее!).

  1. Детский дом, конечно же, должен в меру возможностей быть семьей или совокупностью семей, но у него есть и несомненные свои возможности. Вспомните, в «детском доме» воспитывался Пушкин, про общение которого с мамой и папой мы не слишком много слышим, а Арина Родионовна вполне может найтись и в детдоме. История интернатов – как элитных заведений – очень даже поучительна, про них, конечно, и плохое рассказывали, но больше хорошего. Вообще, включите воображение и вы легко представите себе кучу возможностей, даваемых коллективными формами жизни и воспитания. (На Платона не ссылаюсь, будем считать его взгляды крайними).

  2. Именно учрежденческая, интернатная форма может в наибольшей мере быть точкой вложения объединенных усилий и ресурсов государства, общественных организаций, бизнеса и частных лиц. Ни настоящая семья, ни замещающая, ни фостер такими точками быть не могут.

  3. Наконец, сам факт, что у нас в стране утвердилась – и в реальности, и в общественном сознании – именно эта форма устройства оставшихся без попечения детей, он и сам по себе довод (надо идти от реальности), и очевидно не случаен: мы не меньше, чем израильтяне (см. предыдущие 2 поста), коллективисты.

Отсюда и практический вывод для моей проектно-исследовательской программы: основной предмет – детские дома и их аналоги, остальное – по сопричастности.

UPD. Ничего в моей позиции с тех пор не изменилось - так и думаю. Примечания:
к п. 1 - подробный разбор "теории привязанности" см. в моей статье (журнал "Детский дом"): http://gignomai.livejournal.com/619864.html, http://gignomai.livejournal.com/620260.html
к п. 3 (экономика сиротства): http://gignomai.livejournal.com/547760.html, http://gignomai.livejournal.com/606379.html

Tags: Россия, дети, детский дом
Subscribe

  • Невидение проблемы как коммуникативный забор

    «Заборов», разделяющих людей и не дающих им понимать друг друга — подчеркиваю, не соглашаться (без этого можно общаться), а именно понимать — много.…

  • ... а караван идет вперед

    Продолжаем начатое. Таня завтра едет в лагерь, организованный ею для лучших слушателей ее онлайн-школы, которых она благословляет не только на работу…

  • как судить революцию

    Мыслестимулами к новому шагу мысли стали игра, с которой только что вернулся, и пост в фб философа Анатолия Ахутина, который из Киева с гневом и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Невидение проблемы как коммуникативный забор

    «Заборов», разделяющих людей и не дающих им понимать друг друга — подчеркиваю, не соглашаться (без этого можно общаться), а именно понимать — много.…

  • ... а караван идет вперед

    Продолжаем начатое. Таня завтра едет в лагерь, организованный ею для лучших слушателей ее онлайн-школы, которых она благословляет не только на работу…

  • как судить революцию

    Мыслестимулами к новому шагу мысли стали игра, с которой только что вернулся, и пост в фб философа Анатолия Ахутина, который из Киева с гневом и…