До Америки еще доберусь, а пока решил посмотреть как раз совсем непохожие страны – по размеру, традициям, экономике - страны, где, предположительно, и сирот-то почти нет, по крайней мере, «социальных». Швейцария? Сингапур? Решил начать с Израиля – тем более, что буквально на днях от одного знакомого еврея услышал гордую фразу: «Евреи своих детей не бросают».
Это подтвердилось в том, что израильские законы категорически запрещают усыновление в другие страны и очень сильно ограничивают усыновление негражданами, живущими в стране постоянно. Но знакомство принесло и неожиданности.
Во-первых, в Израиле сирот, кажется (статистики не нашел, сужу по материалам о детских учреждениях), не так уж мало, в том числе социальных – из неблагополучных семей, хотя до таких подробностей, как конкретные причины и формы попадания ребенка при живых родителях в сиротский приют я не добрался.
Во-вторых, здесь коллективные формы воспитания в учреждении предпочитают и усыновлению, и фостеру!
Вот красноречивая цитата:
«В Израиле, когда приходит нужда, помещение детей на постоянное жительство для коллективного воспитания считается предпочтительным перед усыновлением и фостером. Израиль – коллективистское (group oriented) государство и люди ценят жизнь в коллективе (communal living). … [Речь идет] о сиротских приютах (orphanages), детских деревнях и интернатах (dormitory settings), где дети живут вместе в условиях общинного типа. Израильтяне считают, что этот род содержания обеспечивает среду, в которой ребенок может получить правильное образование и воспитание. Коллективное содержание в учреждении также наносит меньший урон семье, поскольку не разрывает семейных связей в такой мере, как это делают фостер и усыновление».
Ну и, в-третьих, каковы детские дома!
Согласно Википедии и собственному сайту старейший в Израиле сиротский приют «Сион» в Иерусалиме основан раввином Блюменталем в 1900 году. Сюда же поступали сироты Первой и Второй мировых войн и Войны за независимость.
В 2011 году в приюте воспитывались 100 детей в возрасте от 7 до 18. И еще 120 посещали приютскую ешиву. [В беглом просмотре попался приют для девочек на 500 воспитанниц, «образцовое учреждение, дающее тепло и любящую заботу – физическую и духовную – от раннего детства до замужества»] В настоящее время большинство воспитанников – не сироты (физические), а дети из неблагополучных семей (в источнике для их характеристики использованы слова dysfunctional, abusive (проявляющих жестокость) или poverty-stricken (впавших в нищету).
По описанию приют представляет собой здание с большим внутренним двором, где размещаются игровая площадка, сады и крытый зоопарк для домашних животных (! – вспомните: это один из пороков наших детдомов, где из «соображений гигиены» не разрешается держать животных). Сказано, что дети трудятся – раньше это были сельскохозяйственные занятия, сейчас, с учетом вероятного профессионального будущего детей, какие-то технологичные вещи.
В приюте есть своя медицинская клиника с врачом и сестрой. Персонал – 33 человека, исполнительный директор, директора, ведающие разными сторонами жизни и направлениями воспитания и образования (в том числе художественными и общением с животными), библиотекарь, садовник… Подчеркивается индивидуальный подход и семейная атмосфера.
О последнем. Все исполнительные директора – прямые потомки основателя, как и он, каждый именуется «отцом» детей. А один из консультантов, женщина, в списке персонала названа «матерью».
Да, сообщается, что в приюте вместе живут дети разных традиций – сефарды, ашкенази, йеменские. Но, разумеется, только евреи (кто бы сомневался!).
А вообще-то, если учесть, что русскоязычные евреи составляют 1/5 еврейского населения Израиля и 1/7 всего населения, а во многом, кажется, задают там тон, возможно, опыт этой страны не столь уж от нас далек и иррелевантен.