gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Шлейф проторелигиозности

Вчера делал "доклад" на семинаре в РББИ о "проторелигиозности". Кавычки у доклада, поскольку жанр был совсем другой: я, по своему обыкновению, набросал кучу вопросов, несколько их систематизировав, и попросил собравшихся их обсудить. Тема заинтересовала, обсуждение было живым, мне без сомнения пошло на пользу, каковую я измеряю тем, что вопросы уточняются, отчасти отпадают, становится яснее, что делать, а в еще большей мере, чего не делать дальше. Спасибо Вам, дорогие собеседницы (аудитория была почти исключительно женской) и, пользуясь специально выделенным для этого днем, желаю Вам всего наилучшего!
Но немножечко о том, что осталось по медленности моего думанья недообсужденным. Все без исключения мои собеседницы настаивали на том, что проторелигиозность врождена человеку и лишь проявляется и оформляется позднее, в том числе и через воспитание. В обоснование припоминалось платоновское припоминание, старческая мудрость на лице новорожденных, истории о том, как дети самостоятельно, в отсутствии взрослых, испытывали потребность в том, "что больше их"... То, что мы "по образу и подобию", в конце концов!
Очень интересную мысль высказала Светлана Панич (ermsworth) в ответ на мой пример, почерпнутый из сиротского материала, что подкидыши в Домах ребенка не научаются привязанности, даже потребности в ней могут не испытывать: она у них есть при рождении, но повреждается обидой на взрослых.
Сам термин "проторелигиозность" был как раз и признан очень удачным, поскольку понятно, что не может быть врожденным вероучение и иные проявления религиозности, а вот "прото", понятое как "обнаженность" от всего логосного, культурного - это то самое, что надо.
Интересно. Но что же все-таки можно помыслить как врожденное? Из ближайшего назывался музыкальный слух, но, кажется, имелось в виду нечто бОльшее, чем способность слухового аппарата различать высоту звука, что-то лучше передаваемое словом "музыкальность". Ну и ее аналоги в других модальностях и вне модальностей - восприятие качества, иерархии, другого, тайны (здесь, конечно, была вспомянута тяга детей к тайне)...
Ну что сказать? Остается неясной вот эта грань между врожденной пригодностью к усвоению и усвояемым, между (возьму аналогию) устройством нашей гортани и речевой способностью...

Tags: дети, педагогика, религия
Subscribe

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • "Одухотворенные люди"

    Поскольку из непрочитанного Платонова под рукой оказались только рассказы 1940-х (военные), стали читать их. «Одухотворенные люди».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

  • (no subject)

    Правда, хорошая статья о том, "за что воевали". Про смысл победы и про то, почему ее стоит праздновать, несмотря на все, что этот праздник…

  • (no subject)

    С Днем Победы! Вечным.

  • "Одухотворенные люди"

    Поскольку из непрочитанного Платонова под рукой оказались только рассказы 1940-х (военные), стали читать их. «Одухотворенные люди».…