gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Сироты 22а: до чего я доискался

Пора подвести промежуточные итоги. Полазив по Сети и почитав написанное теми, кто занимался этой темой прежде или занимается сейчас, я теперь представляю, как обстоят дела, что плохо в существующей системе и в каких направлениях ее нужно менять. Незадача-то, однако, в том, что все это было надумано уже давно и многократно предлагалось, а дела по-прежнему очень плохи. Надо, значит, выбираться на еще один уровень рефлексии и понимать, почему так.
Попробую сначала коротко суммировать, что ясно и выглядит задачей (ясно, что делать, и ясно, как делать), которую, казалось бы, нужно просто осуществить. И что – проблема (способа и средств решения в горизонте видимости нет).
Надо сказать, что все, к чему я пришел, в общем-то уже было высказано в этой книге и в интервью Петрановской (она еще одно дала «Коммерсанту»), и даже еще раньше, в 2002 году, в книге В.К.Зарецкого, М.О.Дубровской, В.Н.Ослон и А.Б.Холмогоровой «Пути решения проблемы сиротства в России», куски которой нашлись в Сети - здесь, здесь и здесь.
А для наглядности воспроизведу пару схем из книги «Сиротство в России», которую уже упоминал.

Схема ведомств, действующих в сфере охраны детства
Фотосайт со вспышкой: схема ведомств от gignomai
схема ведомствFlamber.ru

Здесь только одна вещь устарела: из Минздрава выделилось Министерство труда и социвльной защиты населения (и аналогичные перемены в регионах). Но картины в целом это не меняет.

Схема перемещения детей, оставшихся без родительского попечения
Фотосайт со вспышкой: Перемещение детей от gignomai
Перемещение детейFlamber.ru


На них легко разглядеть точки разрыва – зарождения или умножения беды.
Первая точка – семьи, из которых в систему поступают социальные сироты (отказники и дети, родители которых лишены родительских прав или сидят, к примеру). Соответственно, нужна работа по устранению этих причин. Помимо, всего, что связано с преступностью, алкоголизмом и наркоманией (и их причинами), это и специальная работа с неблагополучными семьями.
Вторая точка – это усыновление или, шире, семейное устройство; устранение препятствий, помощь, обучение. Развитие этих форм устройства сирот.
Третья – «очеловечение» детских учреждений. Об этом чуть позже.
Четвертая – помощь тем, кто вырос в детдоме, в социализации, налаживании нормальной жизни.
Это – как бы основной уровень. И еще четыре разрыва мета-уровня, тесно взаимосвязанных.
Пятый: организация всей системы управления. Межведомственная несогласованность и дублирование на федеральном , региональном и местном уровнях. Отсутствие единства, замеченное мною сразу же при попытке собрать информацию. Ясно, что даже с учетом необходимой специализации (медицинской, образовательной, трудоустроительной) нужен единый центр. Министерство детства?
Соответственно, шестой разрыв – отсутствие единой стратегии и программы реформ.
Седьмой – отсутствие исследовательского центра. Попытка понять, чем занимается Институт семьи и воспитания РАО в отношении сиротской проблемы, у меня не удалась.
Ну и восьмая задача: подготовка специалистов – для детских учреждений и органов опеки, где сейчас работают по выражению Петрановской "обыкновенные тетеньки". Кого и как сейчас набирают на эти должности, как готовят к ним и готовят ли, выяснить оказалось трудно. Похоже, что довольно произвольно назначают и практически не готовят (о курсах повышения квалификации упоминания встречались).
Так что это, задачи или проблемы? Судя по тому, что не решаются, – проблемы. Но тогда их осмысление должно быть доведено до проблемной жесткости – до явного тупика, который заставил бы сменить перспективу. Чтобы сдвинуть махину.
И возвращаюсь к третьему пункту, о детских домах. Авторы вышеупомянутых книг убеждены, что государственные детдома должны уступить место семейным формам устройства, в том числе платным (опека, семейные детские дома, приемные семьи, патронат), а сами превратиться в приюты для реабилитации и распределения по семьям. Но есть и противники – те, кто исходит из неустранимой по их мнению реальности, а иногда даже видит преимущества в коллективном воспитании. Здесь для меня остается зона «неясного и нерешенного» – хороший государственный детский дом («с человеческим лицом» по выражению Петрановской) и семейный детский дом – может быть, они вообще неразличимы? Почему бы в государственном детдоме не жить и воспитателям со своими детьми? Ну и, как я уже писал, пока они есть, нужно думать об их улучшении.
Я потому и отнес это в конец, что решение возможно только при переделке системы в целом, включая решение всех задач-проблем мета-уровня.
Tags: Россия, дети, детский дом, исследование, семья
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments