gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Сироты 20: вопросы на полях интервью Петрановской

Интервью "Эксперту". Естественно, изучил вдоль и поперек. Увы, как мало я еще в теме! Посему внимаю с пиететом. Но вопросы-то все равно остаются.
У меня есть хороший знакомый, который, как я знал, воспитывался в интернате. Послал интервью ему, чтобы услышать впечатление.
Его ответ:
По моему это очень интересный и профессиональный анализ. Мой опыт был совершенно иной, я был в двух специальных детдомах (последний для детей из Освенцима, хотя я в Освенциме не был) и в элитарном интернате. Наши обстоятельства после войны были совершенно иными. У большинства моих однокашников остались очень теплые воспоминания. Если Вам интересно, много материала можно найти на сайте -- http://www.internatsy.org/.
Посмотрел сайт. Да, конечно, это особый, совсем другой случай. Но! В принципе-то, какая уж такая разница? Многое из отмеченного П. могло бы и у них быть. Решил получить уточнения и разъяснения - написал снова:
Я внимательно сам проштудировал интервью Петрановской, посмотрел сайт "Интернатцы" и полистал воспоминания о киевском интернате. Все-таки остаются вопросы, в ответе на которые Вы могли бы мне, возможно, помочь.
Я выделил у Петрановской 4 основных порока детских учреждений, причем таких, которые она, кажется, считает неустранимыми. Между тем, я, будучи убежден, что неустранимы сами детдома, что сколько ни раздавай детей в семьи, какое-то количество этих домов останется и останется немало детей, которые будут в них подолгу жить, с обязательной и неустранимой злокачественностью ситуации согласиться никак не могу. И хочу понять, почему в Вашем интернате такого не было.
Вот эти пороки:
1. Отсутствие «значимого взрослого» – единственного, привязанность к которому и уверенность в котором есть условие здорового развития. Когда П. говорит об этом применительно к "домам ребенка" (где младенцы), она безусловно убедительна. Но она утверждает, что это относится и к детдомам вообще. Почему не к Вашему?
2. Тотальное нарушение личных границ. Ну, Вы читали у нее - общее белье, беззастенчивые медосмотры и т.п. Разве это не может быть налажено по-человечески, без постоянного вторжения в личное пространство? Как с этим было у Вас?
3. Регламентированность жизни и отсутствие опыта ответственности. Аналогичные вопросы. Я, кстати, не слышал, чтобы на дурные последствия регламентации жаловались в отношении суворовских училищ.
4. Иждивенчество, убежденность сироты, что весь мир ему должен. Неприучение к труду. Ну, тут мне практически очевидно, что это вполне устранимая бредятина существующих правил и установок (таких, как запрет "детского труда"). Но тоже интересно, как это у Вас было.

UPD. Следующий ответ из Америки: http://gignomai.livejournal.com/519200.html
Но вообще, надо признать, что именно критика интернатов Петрановской определяет многое в нашей работе по
развитию этой формы. Нет ничего полезнее, чем иметь хорошего оппонента.
Tags: Россия, дети, детский дом, проблема
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не понимаю!

    В чтении Лобачевского запнулся на вот этом месте: "Сумма углов прямолинейного треугольника не может быть > π; напротив, сумма углов…

  • (без темы)

    Читаю Лобачевского "О началах геометрии" - наслаждение! Во-первых, подзабытый уже в чтении гуманитарного вкус строгости. Во-вторых,…

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетитческий - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments