gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Сироты 13: начало сиротского пути

(Знакомство с конкретными учреждениями откладывается – надо подумать, определиться с вопросами).
В тот самый момент, когда ребенок лишается родителей, ответственность за его судьбу принимает на себя государство.
Однако у государства разные лица – в разных ситуациях.

  1. Органы опеки и попечительства. Самое главное, что нужно о них знать, это то, что они имеют право вторгаться в жизнь семьи, поскольку их задача выявлять случаи, когда государство должно взять ребенка под свое крыло. Они появляются первыми, когда родители умерли, и решают вопрос об опеке. Они же по своей инициативе или ходатайству других учреждений или лиц ставят перед судом вопрос о лишении родительских прав (но при необходимости могут и до суда силой забрать ребенка). Они же временно пристраивают ребенка в отсутствии родителей (если те, например, сидят в тюрьме или лежат в больнице и о нем некому заботиться). Ребенка они передают под опеку – при благоприятных обстоятельствах родственникам или в какую-то другую семью, иначе – в детский дом или подобное по назначению учреждение (специализированное, если ребенок болен). Органы опеки относятся к местной власти, муниципалитетам. А детские дома, школы-интернаты и т.п. – находятся в ведении департаментов образования (и науки).

  2. Другая ситуация – ребенок, оказавшийся на улице, беспризорный (сбежавший из дома, потерявшийся или похищенный). Здесь первое встреченное лицо государства – это МВД, полицейский. Его (отделения полиции, где он работает) задача разобраться, выяснить насчет родителей и при их отсутствии поместить его (если ребенок не болен и его не нужно сразу же положить в больницу) либо в «центр для временного содержания малолетних правонарушителей», либо в социальный приют или социально-реабилитационный центр.  Последние – по линии министерств и департаментов «социальной защиты населения» (или «социального развития»).

  3. Наконец, еще одна начальная точка – это отказники, оставленные мамашами в роддоме. Их помещают в дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

Тут я вздыхаю с облегчением – чтобы изложить вот эту простенькую схемку, разобраться с ведомственной подчиненностью (а это важно – кто отвечает!) пришлось не только полазить по интернету, но и звонить в разные департаменты – спасибо чиновникам, что не посылали, а терпеливо растолковывали. Но! Простота этой схемы достигнута упрощением, отступлением от цветущего многообразия организационных форм и номенклатурных различий. До сих пор в публикациях бытуют устаревшие (хотя иногда много более выразительные) названия вроде «детских приемников-распределителей» (их функции разошлись по разным ведомствам, к «центрам для… правонарушителей» и приютам). Милым словом «приют» могут назвать что угодно… Но не только имена: скажем, детские дома в Костромской области (одно из проявлений ее нетипичности) относятся не к системе образования, а к системе социальной защиты…
А еще у меня находка – набрел на текст 2002 года, написанный А.П.Ефименко, петербургским, кажется, юристом, занимавшимся правовым обеспечением сиротских дел в рамках программы сотрудничества с Евросоюзом «ТАСИС». Отличный анализ и набросок программы реорганизации всей системы – в направлении мне очень близком.

UPD. Про разные варианты начала сиротского пути см. http://gignomai.livejournal.com/549878.html, http://gignomai.livejournal.com/530549.html, http://gignomai.livejournal.com/530910.html, про органы опеки, их права и обязанности нужно, конечно, смотреть последний Закон об опеке (см. domdetstva.livejournal.com, раздел Законодательство). А о реальной практике - напроимер, вот это: http://gignomai.livejournal.com/613883.html или http://gignomai.livejournal.com/640594.html.
Tags: Россия, беспризорные, власть, дети, опека
Subscribe

  • про инклюзию

    Это, если кто не знает, создание условий, чтобы инвалиды разной формы и степени, жили в одном мире со "здоровыми". В более узком смысле,…

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Дети...

    Аришка занимается по Таниной программе с 4-летней Верочкой. Поет песенку с текстом из нот: фв-ми-ре-до... На вопрос, понравилась ли песенка: Да! Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments