gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Карл Барт: слово о Боге

Купил книгу, прочитав вот эти первые строки:
Не всякие человеческие слова говорят о Боге. Вероятно, это было возможно и должно было быть так, и нельзя принципиально обо­сновать, почему это иначе. Собственно, не должно было бы суще­ствовать никаких профанных слов, а в конечном счете только речь о Боге, потому что Бог есть Господь, от которого мы проис­ходим и к которому мы устремлены, и потому что реальности и истины, отличные от Него и от нас самих, те реальности и исти­ны, которые и составляют конкретный повод и предмет челове­ческих высказываний, также происходят от Него и устремлены к Нему. Но все же всякое серьезное рассуждение, касающееся чело­веческих слов о Боге, вынуждено исходить из того, что в действи­тельности дело обстоит совершенно иначе и что совершенно не­возможно интерпретировать человеческие слова вообще как сло­ва о Боге.
Это Карл Барт, выборочный перевод из его многотомной "Церковной догматики".
Слышал, конечно, о нем, но читать не доводилось. Из предисловия можно понять, что из лютеран он ближе кого бы то ни было к православию, твердый и убедительный защитник троичного и христологического догматов. Поскольку сканировал две страницы целиком, приведу и остаток:
Мы не знаем человека, то есть не знаем самих себя ни в
нашем первоначальном состоянии, ни в том, в каком мы будем в Царстве Господнем. И в том и в другом случае можно было бы ска­зать: вся речь человека есть речь о Боге. Но мы знаем себя не в таком качестве, а лишь как человека, который был отвергнут, по­терян и проклят, но встретился с милосердием, как человека в царстве благодати, в настоящем, которое лежит между временами творения и спасения. Мы находимся под знаком постоянного выбора между профанностью и освящением нашего бытия, между грехом и благодатью, между таким человеком, который забывает Бога, кто нейтрален по отношению к Богу, но тем самым как раз враждует с Ним, и таким человеком, который пробужден самим Богом, Его откровением через веру к церковному бытию, к обре­тению обещанного человеку. Но перед таким же выбором посто­янно оказывается и человеческая речь. Такой выбор не тожде­ствен, например, выбору между «светской» и «религиозной» ре­чью. Религиозная речь, правда, внешне отличается от светской тем, что «Бог» является более или менее ярко выраженным ее предметом. Она, пожалуй, также отличается внутренне своей ин­тенцией, обращенной молчаливо или определенно на этот пред­мет, более или менее откровенным намерением прямо или косвен­но говорить о Боге. Но это отличие само по себе существует еще в рамках профанного бытия. Ни этот предмет, ни эта интенция не делают человеческие высказывания освященной речью о Боге, подобно тому как и обратно, высказывания не обязательно долж­ны быть профанными, если у них отсутствуют этот предмет и эта интенция. Это отличие, как и вообще отличие между религиозной позицией веры и светской позицией неверия, представляет собой лишь симптом подлинного и окончательного выбора между профанным и освященным бытием, причем этот симптом всегда оста­ется не вполне однозначным. Впрочем, это во всяком случае необ­ходимый симптом. Постоянно происходящее событие того окон­чательного выбора, то событие, в котором действующее лицо есть Бог, отбрасывает некую тень, которая и есть это событие предва­рительного выбора, в котором действующее лицо есть человек.
Tags: /tugodum, Барта Церковная догматика, слово
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment