gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Сироты 8: с чего начинать

Все больше убеждаюсь, что смотрю на это сиротское дело не так, как другие. Со всех сторон слышу: детские дома нужно уничтожить, разобрав детей по семьям.

Детский дом – это тюрьма. «Несколько лет назад в Исландии все выпускники детских домов были приравнены по статусу к “узникам концлагеря”».

Детский дом – это болезнь. «Нахождение ребенка в любом учреждении интернатного типа — такая же медицинская проблема, как дизентерия или грипп. Это болезнь, которую надо лечить».

Детей там калечат, отупляют. «Исследования, и российские, и зарубежные, показывают, что ребенок за месяц пребывания в подобном учреждении теряет один пункт IQ, а за год — 12».

Это все из одного источника, недавней публикации в «Новой газете», и говорят все это специалисты, психологи и неврологи.

Людмила Петрановская, тоже психолог, специалист по подготовке семей к усыновлению, пишет у себя в жж о том, что ждет воспитанников казенных детских учреждений: «Изнасилованы будут процентов 60, избиты, мокнуты головой в унитаз – 80%, унижены, оскорблены – 100%».

Все это перепечатывается и повторяется стократно, без ссылок, как общеизвестное, хотя совершенно не ясно, откуда взяты сведения,  а иногда и просто непонятно, что имеется в виду. Кто, в каком смысле и зачем в далекой Исландии приравнял детдомовцев узникам лагерей? Откуда известно, какой процент российских воспитанников подвергнется издевательствам?

Тщательнее, дамы и господа, осторожнее с фактами, даже если вам очень хочется поскорее добиться победы.

Но не делайте отсюда вывод, что я против семейных форм  устройства. Понимаю, что с папой и мамой (даже приемными) ребенку лучше, что для его раннего развития нужен «свой индивидуальный взрослый» (там же, в "Новой"). И очевидно, что опасность постоянных издевательств в большом разновозрастном детском коллективе больше, чем в семье – если изнасилуют не 60%, а 10%, это ведь тоже очень плохо.

Я оспариваю не это, а то, как формулируются приоритеты. Не в идеале, здесь вообще нет разногласий: и в Семейном кодексе говорится о приоритетности усыновления, и в Национальной стратегии на 2012-2017 годы, принятой до скандального закона , и в указе Путина, принятом после, и детский госзащитник Астахов «считает, что детские дома скоро могут закрыться за ненадобностью». Я о том, как двигаться к идеалу от существующей реальности. Вот я о чем:


  1. Ясно, что в обозримом будущем все дети в семьи устроены не будут. По многим причинам, которые назывались самими сторонниками их упразднения. И даже говоря о самом желательном варианте, все признают нужду в госучреждениях как в местах временного пребывания детей, потерявших семью, до устройства в семью новую или ее аналог. А временно – это насколько? Сейчас даже в так называемых приютах, т.е. заведениях, которые выполняют эту перевалочную функцию в существующей системе, дети иногда задерживаются до совершеннолетия - потому что в детдомах не хватает мест. Но в любом случае, какое бы это ни было время, о его качестве нужно позаботиться.

  2. И разве не естественно было бы возложить именно на те учреждения, куда в первую очередь попадает сирота – дома ребенка и детдома – функцию подготовки и ребенка, и его будущих опекунов или приемных родителей к предстоящей совместной жизни (той самой работы, о которой пишет Петрановская)? Почему между ними должно быть соперничество, а не кооперация?

  3. Тот факт, что сейчас все не так, я знаю. Я читал - в том числе все там же, у Петрановской - про незаинтересованность руководителей детских домов в работе с усыновителями, даже про отговаривание и запугивание детей. Не уверен, что это так везде, буду проверять, но я же и веду речь к тому, что надо заниматься детскими учреждениями, перестраивать всю эту систему – не уничтожать, а перестраивать! И ясно, по-моему, что если бы была разработана настоящая государственно-общественная программа помощи сиротам (и шире – семьям) и ее начали бы всерьез осуществлять, то начинать надо было бы с того, что наиболее доступно перепроектированию и управлению, с государственных учреждений. По крайней мере, у нас в России это так.

Вот по всему по этому я, продолжая свое предприятие, начал с изучения государственных учреждений – о чем в следующих записях.

UPD. Это - первое заявление моей позиции как противостоящей господствующему тренду, выразившемуся в хлестком лозунге "Россия без Россиротпрома!". Против этого тренда и этого лозунга, в приверженности к которым слились власть и оппозиция, я буду еще многократно выступать - писать и о клевете, и о подмене понятий, и о соотношении индивидуализма и коллективных методов воспитания, и о вредоносных последствиях, к которым приводит следование этим установкам. И, главное, - о том, что наша команда реально делает для развития детских домов и интернатов.

UPD 2017. Моя позиция не изменилась. Но, увы, тренд переломить не удалось. Проблемы детских домов - часть общей проблемы образования для России. Большую и необходимую реформу (не нынешние административные судороги) нужно начинать с реформы подготовки учителей.


Tags: Россия, дети, детский дом
Subscribe

  • о вкусе

    Давно эта тема меня занимает: что такое хороший вкус и как он развивается. И давно уже я утвердился в том, что вкус (как и совесть - нравственный…

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • о развитии вкуса

    Давно как-то сформулировал (и писал, наверно, об этом, не помню), что вкус - эстетический - и совесть (нравственный вкус) развиваются в опыте…

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments