Все больше убеждаюсь, что смотрю на это сиротское дело не так, как другие. Со всех сторон слышу: детские дома нужно уничтожить, разобрав детей по семьям.
Детский дом – это тюрьма. «Несколько лет назад в Исландии все выпускники детских домов были приравнены по статусу к “узникам концлагеря”».
Детский дом – это болезнь. «Нахождение ребенка в любом учреждении интернатного типа — такая же медицинская проблема, как дизентерия или грипп. Это болезнь, которую надо лечить».
Детей там калечат, отупляют. «Исследования, и российские, и зарубежные, показывают, что ребенок за месяц пребывания в подобном учреждении теряет один пункт IQ, а за год — 12».
Это все из одного источника, недавней публикации в «Новой газете», и говорят все это специалисты, психологи и неврологи.
Людмила Петрановская, тоже психолог, специалист по подготовке семей к усыновлению, пишет у себя в жж о том, что ждет воспитанников казенных детских учреждений: «Изнасилованы будут процентов 60, избиты, мокнуты головой в унитаз – 80%, унижены, оскорблены – 100%».
Все это перепечатывается и повторяется стократно, без ссылок, как общеизвестное, хотя совершенно не ясно, откуда взяты сведения, а иногда и просто непонятно, что имеется в виду. Кто, в каком смысле и зачем в далекой Исландии приравнял детдомовцев узникам лагерей? Откуда известно, какой процент российских воспитанников подвергнется издевательствам?
Тщательнее, дамы и господа, осторожнее с фактами, даже если вам очень хочется поскорее добиться победы.
Но не делайте отсюда вывод, что я против семейных форм устройства. Понимаю, что с папой и мамой (даже приемными) ребенку лучше, что для его раннего развития нужен «свой индивидуальный взрослый» (там же, в "Новой"). И очевидно, что опасность постоянных издевательств в большом разновозрастном детском коллективе больше, чем в семье – если изнасилуют не 60%, а 10%, это ведь тоже очень плохо.
Я оспариваю не это, а то, как формулируются приоритеты. Не в идеале, здесь вообще нет разногласий: и в Семейном кодексе говорится о приоритетности усыновления, и в Национальной стратегии на 2012-2017 годы, принятой до скандального закона , и в указе Путина, принятом после, и детский госзащитник Астахов «считает, что детские дома скоро могут закрыться за ненадобностью». Я о том, как двигаться к идеалу от существующей реальности. Вот я о чем:
- Ясно, что в обозримом будущем все дети в семьи устроены не будут. По многим причинам, которые назывались самими сторонниками их упразднения. И даже говоря о самом желательном варианте, все признают нужду в госучреждениях как в местах временного пребывания детей, потерявших семью, до устройства в семью новую или ее аналог. А временно – это насколько? Сейчас даже в так называемых приютах, т.е. заведениях, которые выполняют эту перевалочную функцию в существующей системе, дети иногда задерживаются до совершеннолетия - потому что в детдомах не хватает мест. Но в любом случае, какое бы это ни было время, о его качестве нужно позаботиться.
- И разве не естественно было бы возложить именно на те учреждения, куда в первую очередь попадает сирота – дома ребенка и детдома – функцию подготовки и ребенка, и его будущих опекунов или приемных родителей к предстоящей совместной жизни (той самой работы, о которой пишет Петрановская)? Почему между ними должно быть соперничество, а не кооперация?
- Тот факт, что сейчас все не так, я знаю. Я читал - в том числе все там же, у Петрановской - про незаинтересованность руководителей детских домов в работе с усыновителями, даже про отговаривание и запугивание детей. Не уверен, что это так везде, буду проверять, но я же и веду речь к тому, что надо заниматься детскими учреждениями, перестраивать всю эту систему – не уничтожать, а перестраивать! И ясно, по-моему, что если бы была разработана настоящая государственно-общественная программа помощи сиротам (и шире – семьям) и ее начали бы всерьез осуществлять, то начинать надо было бы с того, что наиболее доступно перепроектированию и управлению, с государственных учреждений. По крайней мере, у нас в России это так.
Вот по всему по этому я, продолжая свое предприятие, начал с изучения государственных учреждений – о чем в следующих записях.
UPD. Это - первое заявление моей позиции как противостоящей господствующему тренду, выразившемуся в хлестком лозунге "Россия без Россиротпрома!". Против этого тренда и этого лозунга, в приверженности к которым слились власть и оппозиция, я буду еще многократно выступать - писать и о клевете, и о подмене понятий, и о соотношении индивидуализма и коллективных методов воспитания, и о вредоносных последствиях, к которым приводит следование этим установкам. И, главное, - о том, что наша команда реально делает для развития детских домов и интернатов.
UPD 2017. Моя позиция не изменилась. Но, увы, тренд переломить не удалось. Проблемы детских домов - часть общей проблемы образования для России. Большую и необходимую реформу (не нынешние административные судороги) нужно начинать с реформы подготовки учителей.